Содержание
- 1 Как организовать проектную работу с привлечением родителей
- 2 Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через организацию проектной деятельности
- 3 Скачать презентацию
- 4 Вовлечение родителей в проектную деятельность
- 5 Проектная деятельность как форма работы с родителями
- 6 Проект «Открытый детский сад — открытые родители»
- 7 Роль родителей в проектной деятельности
Как организовать проектную работу с привлечением родителей
Каталог публикаций
Доклад из опыта работы «Проектная деятельность как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников»
Богданова Ольга Васильевна , воспитатель
Иркутская область, Тайшетский район, п.Квиток
привлечение родителей воспитанников в образовательный процесс
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту [email protected]
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Доклад из опыта работы
Тема: «Проектная деятельность
как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников»
Подготовила: Богданова Ольга Васильевна, воспитатель 1категории МКОУ Квитокская СОШ № 1 (детского сада «Чебурашка»)
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало внимания.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников — это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «7+Я = Семья».
Я считаю, что проект — это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «7+Я = СЕМЬЯ» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Тип проекта: практико — ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца с 03.10.16 по 30.10.16)Участники проекта: дети старшей смешанной группы, родители, воспитатель.Возраст детей: 5 – 6 (7) лет
Цель проекта: расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях; воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта: формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, дедушек и бабушек; формировать представления о родственных отношениях; формировать представления о семейных традициях и праздниках; воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким; воспитывать интерес к своей родословной; познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи»;обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Задачи проекта для родителей: способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач; раскрыть творческий потенциал родителей; возрождать и укреплять семейные традиции.
Задачи проекта для педагогов: развивать социально — профессиональную компетентность и личностный потенциал, приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и современных форм работы.
Возможные риски реализации проекта: отсутствие интереса, желания, времени, возможности помочь со стороны родителей
За время реализации проекта планируем повысить уровень знаний детей о семье, вовлечь родителей в образовательный процесс.
Работа по реализации проекта
1 этап (постановка проблемы):
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, проведено родительское собрания «Моя семья» для ознакомления родителей с проектом и планом его реализации.
2 этап подготовительный
Подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали семейные фотоальбомы; читали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной)
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник — День рождение»; викторина, «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказы на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения игр.
Родители приняли участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», «Счастливое детство», фотовыставке «Мама, папа Я — это моя семья»; в составлении вместе с детьми «Моя родословная». Родителям предлагались консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома», памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту» и.т.д., проводились минутки общения, индивидуальные семейные консультации, благодаря совместной работы родителей с детьми создан альбом «Моя родословная», «Моя семья». Проводя с родителями индивидуальные беседы, я выяснила, что многие из родителей стали больше уделять времени детям, возродили забытые традиции (посиделки за столом, сказка на ночь, вечерние прогулки и.т.д., игры.
4 этап подготовительный (заключительный)
В конце нашего проекта проведена выставка детских работ: по теме «Счастливое детство», «Моя семья». Реализация проекта закончилась совместным развлечением « Дружная семья», после развлечения проведено чаепития, где дети и родители делились впечатления о проведенном развлечении. Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели — дети — родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. Вывод: проектный метод работы является достаточно эффективной формой работы ДОО с семьей в вопросах использования педагогических технологий, способствующих привлечению родителей в образовательный процесс.
Проект решения: в дальнейшем я планирую использовать в своей работе проекты для привлечения родителей в образовательный процесс.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через организацию проектной деятельности
Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка и направить общие усилия на его развитие. Вовлечение родителей в образовательный процесс и их заинтересованное участие совершенно необходимо для детей.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей работы, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Основа этой деятельности представляет собой вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразие форм работы с ними, активизация их участия в разных мероприятиях, использование разнообразных форм взаимодействия с родителями.
Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, я искала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.
И именно поэтому я решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
- создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимание и доверие между всеми участниками педагогического процесса;
- выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОО и семье;
- повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространять положительный опыт воспитания в семье;
- расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОО, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?
- участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
- дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
Свою работу по проектной деятельности я начала с группы детей младшего дошкольного возраста.
Наш первый проект был исследовательским, назывался «Цветные лоскутки». Образовательный процесс мы «увязали» с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекло и заинтересовало даже самого непоседливого малыша. Проектная деятельность позволила превратить коллектив в сплоченную команду.
Родители помогали в оформлениях дидактических игр и пособий из ткани, книжек – малышек, настенных панно.
Пришедшие к нам родители стали нашими незаменимыми союзниками, они стали понимать, «что» «как» и «зачем» нужно их ребенку.
В своей работе я стала использовать разные виды проектов.
Познавательный проект «Маленький осенний спор»
Выбор данной темы проекта позволил в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, грибы, ягоды, овощи, фрукты)
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствовала установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполнила их творческой энергией, а также помогла в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Проект по безопасности «Безопасное Колесо»
Заключался в обеспечении персональной безопасности детей на дорогах и сохранении их здоровья, формирования знаний и представлений о правилах поведения на улицах города.
Оздоровительный проект «Зимние забавы»
Зима это не один день, а целых три месяца (а у нас, на Севере и больше)! Чтобы часы, отпущенные на прогулку, были наполнены веселыми развлечениями, увлекательными занятиями, главное, с большей пользой для детей, реализовали проект «Зимние забавы» Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни и потребность в разнообразной самостоятельной двигательной деятельности на воздухе, привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами, к непосредственному участию в большинстве мероприятий, оказанию помощи педагогам.
Продолжая работу в направлении проектной деятельности идет реализация краеведческого проекта «Север – Родина моя». Включены три этапа ознакомления: с творчеством Ю.И. Скворцова нашего земляка писавшего детям о природе Севера, с жизнью поморов, ознакомление с поселком.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование проектной деятельности дали определенные результаты. Родители из наблюдателей и зрителей стали активными участниками встреч и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своих детей. Вовлечение родителей в жизнь ДОО их активное участие стало для них важно не потому что этого хочет педагог, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Скачать презентацию
Автор: Александрова Рузия Фиргатовна,
воспитатель,
МБДОУ д/сад № 57 «Родничок» комбинированного вида, пгт. Зеленоборский, Мурманская обл., Россия
Вовлечение родителей в проектную деятельность
Сысоева Оксана Алексеевна
Толкачёва Ирина Михайловна
Воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №168», г. Воронеж
Воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №168», г. Воронеж
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сысоева О.А., Толкачёва И.М. Вовлечение родителей в проектную деятельность // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 21.08.2019).
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Выстраиваются партнерские отношения, где основой является конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Цель работы с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.
Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого – нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Литература:
1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. М.: Перспектива, 2013.
2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013.
3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. сост. Н.М. Сертакова. Волгоград: Учитель, 2014.
4. Современные технологии обучения дошкольников / авт. сост. Е.В. Михеева. Волгоград: Учитель, 2014.
Проектная деятельность как форма работы с родителями
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия.
Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:
В сентябре 2010 года был проведен опрос 28 родителей детей, посещающих старшую группу МДОУ № 224. Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).
Анализ полученных сведений показал:
— некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;
— большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
— отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.
Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
— получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;
— получить возможность общения с психологом – 55%;
— получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;
— научиться определять способности детей – 21%;
— получить возможность общения с родителями других детей – 28%.
Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.
Изложенное выше выявляет противоречия:
— между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;
— между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.
Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. “Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, психолог, логопед, и др.), а также библиотекари, родители воспитанников, дети.
Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит
безопасность всего большого человеческого общества
Феликс Адлер
Творческое название проекта: семейный клуб “Дружная семейка”.
Вид проекта:
информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта:
педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Сроки реализации
: сентябрь 2010 г. – май 2011 г.
Условия реализации:
детский сад — “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема:
Цель проекта:
создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
—
изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
— организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
— разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
— развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Гипотеза проекта:
общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
— участие родителей в планировании совместной деятельности;
— переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
— правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
— создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
Проект «Открытый детский сад — открытые родители»
Задачи проекта: подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй; создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий; проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
Тема проекта была выбрана нами неслучайно. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, где педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Работа с родителями — одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Формы взаимодействия с семьёй, применяемые педагогическим коллективом Детского сада «Солнышко» показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность дошкольного учреждения. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей в ДОУ: переход от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.
Мы предполагаем, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а также, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
По наблюдениям педагогов, а также из бесед с родителями, мы сделали следующие выводы: на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательного характера. В основном, они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Другая особенность – это психологический аспект. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Осознание этого помогло определить проблему:
— одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие модели деятельности, включающей в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.
Традиционные формы работы не всегда приносят положительный эффект. При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями, недостаточно применяются активные формы работы, которые позволяют повышению педагогической компетентности родителей. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.
3. Пояснительная записка.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью конструктивного общения. Дошкольное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства всестороннего развития ребенка.
Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта: создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.
- подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй;
- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий;
- проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
Участники проекта: воспитанники и их родители (законные представители), педагогический коллектив образовательного учреждения.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации проекта: январь 2018 года – март 2018 года.
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- дифференцированный подход к различным семьям, учет их индивидуальных особенностей.
Реализация проекта проходит по двум основным направлениям взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, устные журналы, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, коучинг-сессии, родительские гостиные, «круглые столы».
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий с применением нетрадиционных форм.
Прогнозируемые результаты и критерии их оценивания:
Главным критерием оценки результатов являются отзывы родителей; «обратная связь», выставки. Возможные риски: не все родители будут активны.
В процессе реализации проектной деятельности ожидаются следующие результаты:
- совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности;
- открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;
- родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;
- создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.
Заключение.
Таким образом, создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на внедрении в деятельность учреждения инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса.
Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми дошкольного учреждения и их родителями.
Полный текст материала Проект «Открытый детский сад — открытые родители» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Роль родителей в проектной деятельности
Татьяна Долгорукова
Роль родителей в проектной деятельности
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Какова же роль родителей в проектной деятельности?
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
I. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
II. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
III. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.
IV. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А так же что не маловажно делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей.
Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.
Доклад «Использование технологий проектной деятельности в ДОУ» (из опыта работы) Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Виды проектов в ДОУ и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей В настоящее время основная задача ДОУ и семьи — развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к обучению, развитие.
Доброго дня! Моё имя Инга Скобейко. Уже больше 5 лет я увлекаюсь тематикой сглазов и порчи. Я считаю, что многое изучила в этом вопросе и хочу рассказать всем посетителям сайта свои знания на эту тему.
Данные для сайта тщательно собирали и перерабатывали для того, чтобы донести информацию в доступном виде.