Ответственность за привлечение к работе иностранных граждан

Сегодня приоткроем завесы тайны по теме: ответственность за привлечение к работе иностранных граждан. Предлагаем ознакомиться с актуальным материалом и сделать соответствующие выводы.

Как избежать штрафа за не уведомление о приеме на работу иностранного гражданина?

Принять на работу иностранного гражданина решается далеко не каждый руководитель предприятия, так как данная процедура считается достаточно хлопотной. Как показывает практика, опасаться сотрудничать с представителями других государств не стоит, а потому сегодня они активно привлекаются в большинство сфер жизнеобеспечения на основании официального трудоустройства (как получить разрешение на работу в России по ссылке).

Содержание статьи:

Для того чтобы все мероприятия были выполнены в соответствии с нормами, достаточно просто хорошо знать основы законодательства в данном направлении, так как любые нарушения чреваты штрафами, довольно внушительными даже для представителей крупного бизнеса. Именно поэтому те, кто сотрудничает с представителями других государств, строго соблюдают срок уведомления о приеме на работу иностранного гражданина.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по миграционным вопросам поможет разъяснить, как избежать штрафа за неуведомление при приеме на работу иностранного гражданина. Звоните!

Срок уведомления о приеме на работу иностранного гражданина

Насколько быстро подается уведомление в соответствии с положением действующего законодательства?

На сегодняшний день сроки уведомления сокращаются до трех рабочих дней. Уведомление о трудоустройстве отправляется различными способами, это может быть использование специального портала госуслуг в режиме онлайн, личное обращение в территориальный орган ГУВМ МВД либо отправка по почте с уведомлением о вручении. Несоблюдение сроков влечет за собой серьезные санкции, а отмена штраф за не уведомление о приеме на работу возможна только в некоторых случаях и при содействии профессиональных юристов.

Принимая решение о трудоустройстве иностранного гражданина, важно сразу определить, в каком правовом статусе он находится. Никаких рисков не возникает при сотрудничестве с представителями стран, входящих в ЕврАзЭС, так как право на труд и соцобеспечение у них аналогичны в соответствии с 97 статьей договора экономического Союза. На работу они принимаются в облегченном режиме, практически точно так же, как и граждане РФ. Важно знать о том, что время пребывания таких сотрудников в Российской Федерации определяется тем сроком, на который заключается трудовой договор. Если такое время не определено, то регистрацию нужно продлить раз в год в противном случае ТД может быть расторгнут.

ВНИМАНИЕ: нарушение сроков уведомления влечет за собой существенные штрафы.

Защита на стадии проведения проверочных мероприятий

В случае если, в Вашей организации осуществляется проверка исполнения миграционного законодательства в части приема на работу иностранных граждан, то не стоит дожидаться окончательного решения о привлечения к ответственности, а следует защищать свои интересы еще на стадии проведения проверки для этого необходимо тщательно подойти к информации, предоставляемой для органов государственной власти и обратить внимание на следующие моменты:

  1. Продумать какие объяснения при проверке будет давать от директора организации до трудоустроенных иностранных граждан, они не должны противоречить друг другу и быть полностью согласованными;
  2. Подготовить документацию, передаваемую государственным органам, если во время проверки весь пакет передать не удается, лучше попросить время для сбора всей необходимой документации и дополнительно представить ее до окончания проверки;
  3. В части если Вами оспаривается наличие трудовых отношений с иностранными гражданами, то необходимо представить соответствующие доказательства предоставления со стороны Вашей организации рабочих мест, для этого подойдут аудио и видеозаписи, показания иных работников.

Помимо этого, обратите внимание на порядок проведения проверочных мероприятий со стороны специалистов, для исключения фальсификации доказательств, например уговоров сотрудников сообщить негативные для Вашей организации сведения.

В случае обнаружения данных недостатков, следует фиксировать данные нарушения с помощью фото и видеосъемки, а также сделать соответствующие замечания в итоговом проверочном акте.

Защита на стадии привлечения к административной ответственности

Привлечение к административной ответственности ввиду выявления нарушений, рассматриваемых в настоящей статье осуществляется районным и приравненным к ним судом и осуществляется в ходе судебного заседания. Для защиты на стадии судебного разбирательства необходимо обратить внимание на следующее:
  1. Процессуальные нарушения со стороны государственных органов. В данном случае судебная практика склоняется к следующему, что в случае если при проведении проверочных мероприятий со стороны государственного органа допущены существенные нарушения КоАП РФ, то суд с учетом данных нарушение имеет право прекратить производство по данному делу, а значит административное наказание организации не будет назначено.
  2. Непредставление достаточных доказательств. Указанный выше нормативно-правовой акт дает право привлекаемому к ответственности лицу также представлять доказательства, которые мы рассмотрели в предыдущем блоке и в случае если суд посчитает данные доказательства убедительнее, представленных материалами проверки, то также прекратит производство.

Если же суд посчитает Вас виновными в рассматриваемом правонарушении, то не стоит опускать руки, ведь в данном случае стоит «побиться» за назначаемое наказание или вовсе просить об освобождении в связи со следующим:

  • малозначительность, в случае если Организация убедит суд в малозначительности совершенного нарушения, то суд может ограничиться устным предупреждением, без назначения предусмотренного статьей штрафа;
  • замена наказания предупреждением. КоАП РФ предоставляет организациям малого и среднего бизнеса просить суд заменить назначаемый штраф предупреждением, однако для этого необходимо представить доказательства нахождения Вашей организации в соответствующем реестре, который ведет налоговый орган;
  • снижение назначаемого штрафа. Законодательство также предусматривает, что в случае смягчающих обстоятельств суд может назначить виновному лицу наказание менее минимального предела, установленного санкцией статьи.

Обжалование решения о привлечении к административной ответственности

Заканчивается судебное разбирательство вынесением судебного постановления, которое в случае несогласия может быть обжаловано в вышестоящий суд. При этом не стоит забывать про десятидневный срок обжалования судебного акта.

Читайте так же:  Гомозова евгения медитации привлечения любви

Обжалованию подлежат не только постановления в которых по Вашего мнению вы были признаны виновными в совершении правонарушения, можно также поспорить с назначаемым наказанием и неприменением вышеназванных условий для освобождения или снижения наказания.

Следует учитывать, что у организации имеет не единичное право обжалования. В случае если вышестоящий суд откажет в удовлетворении жалобы, то Вы будете иметь право обратиться еще выше и так вплоть до Председателя Верховного Суда РФ.

Для проведения указных в настоящей статье действий необходима помощь нашего опытного специалиста — адвоката: при этом на всех стадиях начиная от проведения проверки до окончательного обжалования судебного акты.

Иностранные специалисты, прибывшие в РФ из других стран, принимаются на работу в соответствии с 59 статьей Трудового кодекса РФ (подробнее про прием на работу иностранного гражданина с патентом, РВП или видом на жительство по ссылке). В этом случае в ТД вписываются:

  • перечень разрешительных документов;
  • реквизиты договора на обслуживание в медицинском учреждении или полиса.
  • На протяжении последних трех лет каждый работодатель, в штате которого появляется иностранный гражданин, в обязательном порядке должен уведомить об этом миграционные органы. Только после этого сотруднику выдается справка о заключении трудового договора. Если исключить хотя бы один из перечисленных этапов, то штрафы за несвоевременное уведомление о приеме на работу и увольнении иностранцев окажутся неизбежным результатом.

Дополнительно к уведомлению прилагаются копии таких документов как:

  1. документ, удостоверяющий личность, в котором имеется отметка въезда в страну;
  2. разрешение на работу;
  3. авиабилеты или документы их заменяющие.
  4. читайте также, как оформить высококвалифицированного специалиста на основной части сайта

Как расторгнуть ТД с представителем другого государства?

Данная процедура является обязательной и аналогична той, что описана выше. В течение трех рабочих дней с момента увольнения сотрудника уведомление подается в ГУВМ МВД. Никаких исправлений в данном документе не допускается, в противном случае работодателям часто приходится искать альтернативное решение и выяснять, как избежать штрафа за не уведомление о приеме на работу иностранного гражданина. Вся ответственность за ненадлежащее оформление или подачу ложных сведений возлагается на работодателей. Штрафы определяются, исходя из проведенной проверки с выявлением административного правонарушения.

Судебная практика по вопросам привлечения иностранных работников к труду (Ковалев А.)

Дата размещения статьи: 30.05.2015

Подавляющая часть судебной практики по обозначенному вопросу сводится к рассмотрению административных дел, возбуждаемых за ненадлежащее привлечение иностранцев к труду, что, впрочем, объяснимо: сами иностранные работники, часто находясь на территории нашей страны без необходимых разрешений и иных документов, редко обращаются в порядке искового производства, скажем, за невыплаченной заработной платой или с требованием заключить трудовой договор.

Автору, в бытность государственным инспектором труда, приходилось проводить проверки соблюдения трудового законодательства по вопросу оформления трудовых отношений с иностранными гражданами, например гражданами Китая, Узбекистана. К сожалению, говорить о систематическом последовательном соблюдении законодательства совсем не приходится: в лучшем случае слабое знание иностранцами русского языка, а порой его незнание вообще делает практически трудным, если не сказать невозможным процедуру объяснения требований российского законодательства инспектором: нахождение граждан других стран массово без документов на территории, скажем, рынка, где происходит торговля товарами их государств; прибавим к этому частую смену (приезд-выезд с территории РФ) «персонала» — все это позволяет представить масштаб нарушений в данной области. Поэтому-то в процессе судопроизводства они чаще становятся участниками административных правонарушений, а не искателями правды.

Работодатель привлечен к ответственности за допуск к работе иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу

Суд признал виновной организацию, в которой иностранцы не работали, но действовали в ее интересах

Нарушения правил приема иностранцев на работу могут и не повлечь ущерба интересам государства

Организация сама попросила приостановить ее деятельность. Суд удовлетворил просьбу

Выводы

1. Заключение с иностранными работниками гражданско-правовых договоров не освобождает от ответственности за допуск до работы иностранных граждан без соответствующих разрешений и не толкуется как отсутствие события административного правонарушения.
2. В некоторых случаях суд может признать виновной организацию, если иностранцы действовали в ее интересах, хотя и не были ею трудоустроены.
3. При отношениях аутсорсинга виновной в допуске до работы иностранцев без соответствующих разрешений будет та организация, которая заключает с ними трудовые договоры, а не та, в чьих производственных интересах и на территории которой они трудятся.
4. Приостановление деятельности хотя и считается более суровым видом административного наказания, чем административный штраф, но в ряде случаев, особенно для небольших организаций, намного предпочтительнее, поскольку установленные законом размеры административных штрафов оказываются настолько весомы для предприятий, что могут без преувеличения привести к ликвидации.

Послесловие

Генподрядчик не несет ответственности за незаконное привлечение к труду иностранцев субподрядчиком, разъяснил ВС РФ

bergserg / Shutterstock.com

В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности привлечения акционерного общества, являвшегося генеральным подрядчиком при строительстве жилых объектов, к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП за привлечение к трудовой деятельности временно пребывающего в РФ гражданина Молдавии в отсутствие у него патента. Общество утверждало, что не является субъектом правонарушения, поскольку привлечение данного иностранного гражданина к работе осуществлял субподрядчик.

Суды первой и второй инстанций не согласились с таким доводом, поскольку по условиям государственного контракта генподрядчик обязался не допускать до производства работ на объекте иностранную рабочую силу, не прошедшую в установленном порядке миграционный учет. На генподрядчика была возложена обязанность оформить разрешение на производство работ и нести ответственность за нарушение правил и порядка ведения работ, в том числе и за использование (допуск к работам) иностранных рабочих, как со стороны самого генподрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций. На основании этого судьи пришли к выводу, что генподрядчик в любом случае осуществляет допуск до производства работ на объекте иностранной рабочей силы после оформления соответствующих разрешений и согласований на производство работ, в том числе и субподрядными организациями.

Читайте так же:  Сильный заговор на привлечения мужчин

Однако такой подход Верховный Суд РФ признал неверным. В постановлении подчеркнуто, что буквальное толкование ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предполагает возможность привлечения к ответственности лица, осуществившего непосредственное незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина. В рассматриваемом случае подтверждения того, что такие действия осуществил именно генподрядчик, отсутствуют, а наличие в контракте условий о необходимости соблюдения обществом требований миграционного законодательства само по себе не свидетельствует о том, что оно является субъектом правонарушения. В итоге штраф был отменен, а производство по делу прекращено (постановление ВС РФ от 21 февраля 2018 г. № 38-АД17-5).

Отметим, что ранее Верховный Суд РФ занимал иную позицию по данному вопросу. Так, в постановлениях от 5 августа 2015 г. № 308-АД15-2957, от 29 июня 2016 г. № 308-АД16-2457 суд указывал, что возложение обязанности по получению необходимых разрешений для привлечение к труду иностранных граждан на подрядчиков не заменяет и не исключает обязанности генерального подрядчика по контролю за надлежащим исполнением строительных работ, а также недопущению к трудовой деятельности на объекте иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу на территории РФ. Генподрядчик должен осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности подрядчиками иностранной рабочей силы для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление строительных работ. В связи с этим суд признавал правомерным привлечение к ответственности генподрядчиков на основании фактов осуществления на их объектах незаконной трудовой деятельности иностранными гражданами, привлеченными к работе подрядчиками.

ОТСУТСТВИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ, ШТРАФ

Статья 18.15. КОАП, самая используемая сотрудниками ФМС. По ней накладывается больше всего Штрафов ФМС.

Часть 1 статья 18.15. накладывает ответственность за отсутствие РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ.

Разрешение на работу – Пластиковая карточка. Она должна быть, как у граждан СНГ, так и у граждан Визовых стран, работающих в России.

Здесь для споров с ФМС, следует обратить внимание на следующие 2 правовых момента –

1. Доказательство привлечение к работе иностранного гражданина.

1.1. Решение споров о привлечении к работе иностранного гражданина заложено в Примечании к этой статье.

1.2. Но и здесь, есть несколько приемов, которые позволяют доказать обратное. Их несколько и они применимы только в конкретных ситуациях. Поэтому мы их здесь не приводим. Лучше придите на консультацию.

2. Отсутствие у иностранца – Разрешения на работу. (Пластиковой карточки)

2.1. На первый взгляд, кажется, что отсутствие Пластикой карточки – вопрос простой. Либо она есть, либо ее нет.

2.2. Но на практике – это не простой вопрос. Дело в том, что Работодатель не должен устанавливать, подлинную ли Пластиковую карточку, ему предъявляет иностранец, когда устраивается на работу. И если карточка фальшивая, то Работодатель за это не отвечает.

2.3. НО ФАКТ НАЛИЧИЯ ПЛАСТИКА ЕСТЬ И ПРИМЕНЕНИЕ – части 1 ст. 18.15. в такой ситуации не законно.

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих — иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу , если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 25 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 250 000 руб. до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников , если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 35 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 400 000 руб. до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Читайте так же:  Работа по привлечению молодых специалистов

Как получить Пластиковую Карточку – Разрешение на работу, Вы можете узнать на страницах нашего сайта –

Комментарии к СТ 18.15 КоАП РФ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 18.15 КоАП РФ. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Комментарий к статье 18.15 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья введена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ. Ее цель — обеспечить мерами административно-правового воздействия предупреждение и сокращение незаконной внешней трудовой миграции и соблюдение работодателями законодательства РФ о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России.

Ранее административная ответственность за нарушение работодателями указанного законодательства была предусмотрена ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, ныне более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.

2. Комментируемая статья содержит три состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Отдельные вопросы в данной области регламентируются также постановлениями Правительства РФ.

Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее — иностранного гражданина) — это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина (см. примечание 1 к данной статье).

3. Предметом посягательства по ч. 1 ст. 18.15 является правило о том, что иностранный гражданин, лицо без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу) либо патента, а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения.

Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья включена в упомянутый Закон Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ) гражданин РФ вправе привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у иностранного гражданина патента.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения, таким образом, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.

4. Предмет посягательства по ч. 2 данной статьи — общее требование о том, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Форма, условия и порядок выдачи работодателям этого документа устанавливаются Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный совместным Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Росрыболовства от 11 января 2008 г. (с изм. и доп.).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников — документ, подтверждающий право работодателя привлекать таких работников. Этим документом устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателем на территории соответствующего субъекта РФ. Такие документы выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям.

Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи образуют действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение.

5. При применении ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует также иметь в виду, что ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены категории иностранных граждан, на которых не распространяется разрешительный порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности.

Порядок получения патента в органе Федеральной миграционной службы (в том числе перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче патента, сроки выдачи патента, сроки его действия) определен в указанной выше статье Закона. В этой же статье предусмотрена уплата налога лицом, обратившимся за получением патента, в виде фиксированного авансового платежа.

6. Предметом посягательства по ч. 3 комментируемой статьи является правило об обязательном направлении работодателями информации (сведений) в уполномоченные органы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии работодателя, т.е. невыполнении им перечисленных выше обязанностей.

7. Субъекты правонарушений по ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи одни и те же. Ими являются работодатели или заказчики работ (услуг). В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) — физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индивидуальный предприниматель — гражданин РФ или иностранный гражданин.

Читайте так же:  Молитва татарская от сглаза и порчи

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

8. При разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, важно обратить внимание на примечание 2 к статье, согласно которому в случае незаконного привлечения работодателем двух и более иностранных работников к трудовой деятельности административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в отношении каждого из этих работников отдельно.

За нарушение правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на торговых объектах (торговых комплексах) физические и юридические лица, управляющие этими объектами, привлекаются к административной ответственности по ст. 18.16 (см. комментарий к ст. 18.16).

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются: 1) судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1); 2) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).

Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3).

Пресса о ВАС РФ

Заказчик в ответе за иностранных работников подрядчика

Заказчик, не принявший достаточных мер для исключения допуска к работе подрядчиком иностранных граждан с нарушением требований миграционного законодательства, может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 № 17221/11).

Общество — арендатор нежилого помещения заключило договор подряда с физическим лицом на ремонт этого помещения. Согласно договору ремонтные работы на объекте выполняются силами подрядчика. Сотрудники ФМС в ходе выездной проверки обнаружили что один иностранный гражданин, работающий на объекте в качестве подсобного рабочего, не имеет разрешения на работу. В результате был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб. Общество не согласилось с этим, так как, по его мнению, ответственность за привлечение этого работника лежит на подрядчике, и обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным.

Суды отказали обществу в удовлетворении исковых требований. Они сослались на распоряжение Правительства Москвы от 09.06.2003 № 48 «О повышении ответственности заказчиков и подрядных строительных организаций за привлечение и использование иностранной и иногородней рабочей силы на объектах города Москвы». Согласно распоряжению подрядные организации, равно как и заказчики работ, несут ответственность за использование иностранной рабочей силы, привлекаемой к работам, выполняемым как собственными силами, так и субподрядными организациями, проверяя у последних подтверждение на право трудовой деятельности на территории Москвы.

Суды пришли к выводу, что доводы общества надуманны и направлены на уклонение от административной ответственности. Оно не приняло достаточных мер во избежание допуска к работе иностранных граждан с нарушением требований миграционного законодательства.

Коллегия судей ВАС РФ с выводами судов не согласилась. Под привлечением иностранного гражданина к трудовой деятельности в РФ понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина. Трудовой договор не в письменной форме считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Иностранного гражданина к трудовой деятельности привлек подрядчик. Кроме того, исходя из договора подряда подрядчик может подбирать персонал для выполнения ремонтно-отделочных работ исключительно из числа граждан РФ. Подрядчик, привлекая иностранца к работе, действовал самостоятельно. При этом он не являлся представителем общества, наделенным в установленном порядке полномочиями по найму работников. Поэтому вывод судов о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина заказчиком, а не подрядчиком необоснован. Более того, ссылка судов на распоряжение Правительства Москвы от 09.06.2003 № 48 ошибочна, поскольку в тексте распоряжения имеются положения, устанавливающие ответственность подрядчиков за использование иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения, а не заказчиков.

Президиум ВАС РФ решения судов оставил без изменения, а требования общества без удовлетворения.

Какие риски несет работодатель при приеме иностранного гражданина на работу

Прием на работу граждан иных государств регулируется ФЗ №115 от 25-07-02 г. Стоит заметить, что указанный документ уже с момента своего принятия вызывал большое количество вопросов, неоднократно изменялся и дополнялся. Кроме ФЗ №115, права иностранных работников защищает и ТК РФ, наравне с российскими гражданами.

Процесс трудовых отношений с иностранными гражданами находится под усиленным контролем государственных структур, и соблюдение законодательства в этой области выходит для работодателя на первый план. В противном случае компания рискует получить не экономическую выгоду, а целый ряд неприятных последствий. Наиболее распространенные риски работодателя, ошибки при оформлении трудовых отношений с гражданами других государств рассматриваются в настоящей статье.

«Подводные камни» и особенности трудовых отношений с иностранными гражданами

Иностранные граждане как работники, подразделяются на категории в зависимости от статуса. В каждом случае есть свои положительные моменты, равно как и риски для работодателя.

Постоянно проживающие в нашей стране иностранные граждане, имеющие вид на жительство

Документ выдается раз в 5 лет и может продлеваться. Их прием на работу не отличается от аналогичной процедуры в отношении российского работника.

Читайте так же:  Снять венец безбрачия в домашних условиях самой

Риски здесь минимальные, но они есть:

  • вид на жительство иностранного работника просрочен;
  • работодатель проигнорировал требование ст. 13-8 ФЗ №115 и не сообщил в органы миграционного контроля о заключении с иностранцем трудового договора в 3-дневный срок.

Временно проживающие в нашей стране иностранные граждане на основании соответствующего разрешения

Его максимальный срок – 3 года. Процедура приема на работу такая же, как в первом случае. Работник обязан каждый год подтверждать свое разрешение в миграционной службе. Работодатель, как сторона, ответственная за соблюдение законодательства, обязан контролировать этот процесс, поскольку в первую очередь несет ответственность перед законом за каждое нарушение.

Иностранцы, не имеющие визы, работающие на основании выданного им патента

Прежде чем нанимать на работу таких сотрудников, российский работодатель обращается в службу занятости и получает квоту, т.е. документ, указывающий, сколько иностранных граждан может иметь в штате именно его фирма. За квотами имеет смысл обращаться уже в начале года, иначе велика вероятность отказа.

Решение комиссии по квоте зависит от многих факторов:

  • отрасли, в которой работает фирма;
  • ее величины и т.д.

На заметку! Квотирование иностранной рабочей силы устанавливается на государственном уровне. Лимиты ежегодно обновляются (в 2018 году применяются квоты согласно пост. Правительства. №1467 от 4.12.17 г).

Патент выдается иностранцу при обращении в миграционную службу. Полный пакет документов, необходимый для патентирования, указан в ст. 13.3 ФЗ №115.

Особое внимание уделяется службой вопросу законности пребывания указанного лица на территории РФ. Не исключена ситуация, при которой сотрудника ждут на рабочем месте, в то время как он решает проблемы с миграционной службой.

Патент выдается на срок от месяца до года. Если работник не обратился заранее, чтобы продлить документ (минимум за 10 дней до окончания срока действия), и патент просрочен, организация обязана расторгнуть трудовой договор с ним. У руководства компании возникает необходимость отслеживать эти сроки, что означает дополнительные трудозатраты и постоянный риск нарушить миграционное законодательство.

На заметку. Патент продлевается только на основании ходатайства работодателя.

Иностранцы, получающие рабочую визу

Если в предыдущем случае основные расходы в процессе трудоустройства несет сам иностранный гражданин, здесь придется раскошелиться работодателю. Расходы весьма существенны, так за каждого привлеченного к работе сотрудника уплачивается госпошлина 10 тыс. рублей. Приглашение-разрешение на работу для иностранца также оформляет фирма из своего бюджета (полный список и величину госпошлин содержит ст. 333.28 НК РФ).

Чтобы получить иностранного гражданина в штат, работодатель:

  • пишет заявку в службу занятости на квоту;
  • пишет в миграционную службу с целью получить разрешение на привлечение иностранных сотрудников;
  • уплачивает за каждого из них госпошлину;
  • обращается в миграционную службу с ходатайством выдать будущему сотруднику приглашение;
  • в течение 3-х недель получает приглашение и уплачивает за него госпошлину;
  • обращается за разрешением на работу для будущего сотрудника с полным пакетом документов (копия паспорта, фото, заявление и т.д.);
  • уплачивает госпошлину;
  • в срок не более 3-х дней уведомляет чиновников миграционной службы о том, что сотрудник прибыл;
  • оформляет с ним трудовые отношения договором.

Как видно из перечисленного, процесс весьма непростой и длительный, а полной гарантии, что трудовые отношения устроят обе стороны, дать нельзя.

На заметку! Без дополнительного оформления принимаются на работу граждане стран ЕАЭС (Киргизия, Казахстан, Беларусь, Армения).

Особый статус граждан ЛНР и ДНР

Согласно указу Президента №74 от 18-02-17 г. такие лица имеют статус беженцев. Их паспорта признаются на территории РФ без необходимости получения визы. Их принимают на работу по нормам ст. 13.3 ФЗ №115, т.е. на основании миграционной карты. Однако следует иметь в виду, что указ действует до окончания периода нестабильности на территории этих республик. После завершения действия документа правовой статус таких работников окажется неопределенным. Решать возникшую проблему придется так или иначе работодателю.

Высококвалифицированные специалисты

Кроме работников-иностранцев, не обладающих высокой квалификацией, в Россию пребывают специалисты, имеющие особые трудовые навыки, достижения, умения, опыт. Права таких работников защищает ст. 13.2 ФЗ №115. Главное, о чем должен помнить работодатель, – установленные лимиты, ниже которых тем или иным специалистам-иностранцам оплачивать труд нельзя, иначе это будет считаться нарушением.

В общем случае в зависимости от категории заработная плата устанавливается от 57500 до 167000 рублей. Труд специалистов, работающих по особым госпрограммам, оплачиваются еще выше.

Высококвалифицированного специалиста из-за рубежа целесообразно приглашать на работу лишь проведения тщательного экономического анализа затрат и вероятных выгод сотрудничества.

Административная ответственность и контроль

Трудовые отношения с иностранцами подвержены жесткому административному контролю. Прежде всего, следует ждать проверок миграционной службы. По результатам таких мероприятий составляется акт, один экземпляр которого вручается представителю фирмы.

Штрафы за нарушения весьма крупные. Так, согласно ст. 18.15 КоАП за привлечение к работе без патента и другой разрешительной документации может быть наложен штраф:

  • на организацию — 250-800 тыс. руб.;
  • на ее должностных лиц — 25-50 тыс. руб.;
  • на граждан 2-5 тыс. руб.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Аналогичные нарушения миграционного законодательства наказываются столь же строго. В отдельных случаях штраф может возрасти до 1 млн руб. Кроме того, деятельность фирмы по итогам проверки могут приостановить на период от 14 до 90 дней. Судебная практика в большинстве случаев складывается не в пользу работодателя.

Ответственность за привлечение к работе иностранных граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here