Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки

Сегодня приоткроем завесы тайны по теме: привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки. Предлагаем ознакомиться с актуальным материалом и сделать соответствующие выводы.

Сервисы для соискателей

Продвижение резюме

Доверьте составление резюме профессионалам!

Узнайте какой вы специалист и добейтесь большего

Автоматическое поднятие резюме в результатах поиска

Отправьте свое резюме в ведущие кадровые агентства

Отправьте свое резюме в компанию мечты

Образование и консультации

Работать в библиотеке модно — почему? Что привлекает молодых сотрудников в библиотеках?

Библиотеки меняются

Современное время диктует свои правила, в том числе и для таких учреждений, как библиотеки. Если раньше они были, скорее, хранилищем книг, то сейчас многие пытаются перестраивать свою работу: внедряют технологии, подключаются к электронным библиотечным системам, организуют просветительские мероприятия, социокультурные проекты, меняют дизайн, больше ориентируются на потребности аудитории — работают с ней не только офлайн, но и онлайн, ведут блоги, социальные сети. Ресурсов на полное преобразование, к сожалению, пока не хватает, но работа в этом направлении идет, и особо ценится инициатива молодых сотрудников. Поэтому одним из приоритетных направлений работы библиотек является привлечение молодых специалистов. И несмотря на условно небольшие зарплаты и стереотипы, связанные с консерватизмом библиотек, молодежь приходит.

Почему они приходят работать в библиотеки?

Важно учесть, что в библиотеке сегодня требуются не только библиотекари и библиографы, но и пиарщики, дизайнеры, организаторы мероприятий, фандрайзеры, редакторы, веб-разработчики, менеджеры проектов и т.д. Кто-то — на полные ставки и на постоянную работу, кто-то — на отдельные проекты.

При этом и молодые библиотекари востребованы, тем более сейчас сама специфика этой должности предполагает меньше работы на выдаче книг и больше работы с электронными ресурсами, с различной информацией, с аудио- и видеоконтентом. Библиотекари выступают в качестве советчиков, тьюторов, организаторов дискуссионных клубов, взаимодействуют с партнерами и другими организациями. Например, к нам в РГБМ на должность библиотекаря часто приходят молодые филологи, историки, социологи, культурологи.

Молодому человеку, заканчивающему обучение в вузе и только начинающему свою карьеру, интересно и полезно поработать в таком учреждении культуры, как библиотека. Тем более сами библиотеки сегодня — это развивающиеся структуры, которые находятся в процессе концептуальных изменений, адаптации к условиям современности. А в таких условиях обычно больше перспектив для развития новых направлений и реализации нестандартных проектов. Другими словами, у молодого человека практически любой специальности в библиотеке, если она стоит на пути преобразований, есть множество возможностей для самореализации.

Библиотекам также выгодно привлекать молодых специалистов, которые привносят свежий взгляд, новые идеи, часто более активны и заинтересованы в саморазвитии (наш опыт показал, что таких довольно много) и, что уж скрывать, готовы работать за небольшие зарплаты государственного бюджетного учреждения. Тем более еще одним приоритетным направлением работы библиотек сегодня является взаимодействие с молодежью в возрасте от 15 до 30 лет, с той самой молодежью, которую невероятно сложно привлечь в библиотеки и которую привлекать важно, так как, по мнению директора РГБМ И.Б. Михновой, «если сегодня они сами не придут в библиотеки, то завтра они не приведут своих детей». А молодежь хочет общаться со своими сверстниками. Это не значит, что в библиотеке должны работать только молодые сотрудники, но они, безусловно, должны составлять часть штата. Передовые библиотеки это прекрасно понимают. И стараются привлекать потенциальных молодых сотрудников, предоставлять им выгодные условия.

Например, как признавались некоторые наши сотрудники, когда они шли работать в библиотеку, им в том числе было важно официальное трудоустройство и белое оформление, а также возможность посещать интересные лекции, мастер-классы в стенах РГБМ.

«С библиотекой для молодежи я познакомился еще будучи студентом первого курса. Приходил сюда заниматься, писать курсовые. Уже тогда я понял, что если и буду работать по специальности, то только здесь. Поэтому сразу после окончания бакалавриата отправил свое резюме в РГБМ. И мне нравится здесь работать по нескольким причинам: много молодых сотрудников с более открытым мышлением и мировоззрением, с такими коллегами приятно работать; библиотека снабжена современным оборудованием, которое делает работу значительно удобнее; гибкий график, который позволяет совмещать работу с учебой в магистратуре». Георгий Снегирёв, 23 года, сотрудник зала художественной литературы и искусств РГБМ, образование — МГЛУ, факультет международной информационной безопасности

В библиотеке работать модно

И в последнее время это действительно так. Молодому человеку не стыдно сказать, что он работает в библиотеке, потому что библиотеки сегодня находятся в тренде. И на государственном, и на региональном уровне регулярно обсуждается будущее библиотек. Средства массовой информации с удовольствием обращаются к теме модернизации библиотек. Активно распространяется информация об удачных примерах этой модернизации. Совместно с библиотеками организуются локальные и общероссийские проекты по продвижению чтения. В библиотеках модно проводить лекции, фестивали, акции и другие мероприятия. В сознании во всяком случае читающей и образованной молодежи все это откладывается, и им действительно интересно посмотреть, что же сейчас представляет собой современная библиотека, или даже больше — поучаствовать в создании такого пространства.

Конечно, если говорить откровенно, не все библиотеки готовы к переменам и с воодушевлением воспринимают инициативу. Иногда мы слышим от молодых коллег, что их руководство не слышит, не понимает и не хочет воспринимать их всерьез. В таких случаях мы советуем искать подходящие доводы, устраивать презентации, обосновывать полезность своих действий для эффективной работы учреждения, показывать успешные примеры. Но не всегда все это работает. Это грустно. Но в то же время мы видим, как ситуация меняется, и уже довольно сложно даже самым большим консерваторам отрицать современные тенденции и стандарты.

Один день из жизни библиотекаря

Хочу поделиться нашим примером. Несколько лет назад мы открывали в библиотеке новый отдел — «Музыкальный подвал», в котором располагается фонд винила, актуальные нотные издания, книги по музыкальной тематике, современные и редкие проигрыватели, а также работает звукоизоляционная репетиционная с музыкальными инструментами и студия звукозаписи. Вместе с тем это эргономичное, уютное, красиво оформленное пространство. Понятно, что для его эффективного функционирования нам нужны были молодые сотрудники с нестандартными навыками: у них должно было быть музыкальное образование (хотя бы музыкальная школа), они должны были увлекаться музыкой, разбираться как в классике, так и в современных жанрах, уметь организовывать мероприятия на музыкальную тематику, а также нам нужен был звукорежиссер. Но как нашим потенциальным кандидатам показать, что у нас весело и перспективно?

И мы в рамках кампании по продвижению нового отдела сняли промовидео «Один день из жизни библиотекаря», в котором рассказали, как проходит один рабочий день сотрудника «Музыкального подвала». При этом в видео были продемонстрированы различные ресурсы и технологии библиотеки и возможности для самореализации сотрудников. Все персонажи в видео были реальными сотрудниками библиотеки. Главный герой — молодой человек Влад — работает в «Музыкальном подвале» и играет на гитаре. По сюжету утром он приходит в библиотеку, берет себе кофе в библиотечном кафе, распечатывает медиатор на 3D-принтере в медиалаборатории РГБМ, во время рабочего дня показывает посетителям, как работают ретропроигрыватели, слушает вместе с симпатичной девушкой музыку, а в конце рабочего дня записывается вместе с друзьями-коллегами в студии звукозаписи.

Читайте так же:  Сглаз и порча как определить

Видео широко распространялось по социальным сетям и набрало более 21 тысяч просмотров. Потом мы выложили вакансии «Музыкального подвала», и нам пришло более 500 резюме. Мы довольно быстро нашли и сотрудников-библиотекарей и звукорежиссера. Всем еще нет и 30 лет.

«Я никогда не думала, что стану библиотекарем. Попала в эту профессию случайно. На самом деле, в крупных компаниях вакансий не так много для людей без опыта работы.
По образованию я филолог-переводчик, но в моей жизни всегда была музыка. Я окончила музыкальную школу по классу фортепьяно и увлекаюсь различными музыкальными течениями. Поэтому, когда я увидела вакансию в „Музыкальный подвал“ Библиотеки для молодежи, решила откликнуться, а когда пришла на собеседование, то сразу влюбилась в это место, так как оно не было похоже на библиотеку в моем представлении. Здесь очень комфортное пространство для работы, коллеги моего возраста, интересные мероприятия проходят, некоторые из которых я организую сама». Анна Гусева, 26 лет, сотрудник «Музыкального подвала», закончила РУДН, филологический факультет

Лабиринты профессий

В своей работе в первую очередь мы опираемся на потребности и запросы нашей основной аудитории (это молодые люди в возрасте 16-35 лет). Каждый год мы проводим исследования, чтобы выяснить, что их интересует, какие темы волнуют. И, конечно же, много общаемся с нашими молодыми сотрудниками. И каждый раз проблемы профориентации, выбора профессии, самообразования занимают первые строчки в их ответах.

В этом году мы решили разобраться в этих вопросах вместе, организовав в РГБМ открытую площадку для дискуссий — проект «Лабиринты профессий». Мы хотим дать возможность молодым задать интересующие их вопросы экспертам.

В рамках проекта эксперты из разных областей расскажут: как найти себя в жизни, как выбрать профессию по душе и при этом получать стабильный доход, какие навыки будут востребованы в будущем, как и где им научиться. Поэтому он будет полезен и только находящимся в поиске будущей профессии, и тем, кто желает знать о перспективных направлениях и необходимых навыках, и тем, кто уже работает, но хочет поменять профессию или профиль, а также всем профессионально занимающимся темами профориентации и карьеры. Это старшеклассники, абитуриенты и их родители, студенты и недавние выпускники, сотрудники крупных и мелких организаций, индивидуальные предприниматели, фрилансеры и другие.

Таким образом, организовывая этот проект, мы стремимся, чтобы библиотека воспринималась молодыми людьми не только как модное и перспективное место работы, но и как проводник в поиске своего дела жизни и призвания.

Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки

Часы работы: ПН-ПТ: 10:00-19:00, ВС: 10:00-18:00, СБ: выходной
Каждый последний четверг месяца — санитарный день

Семинар-практикум
«Организация и технология библиотечного обслуживания молодежи»

В ставропольской краевой библиотеке для молодежи имени В.И. Слядневой с 7 по 11 ноября 2016 года прошёл семинар-практикум «Организация и технология библиотечного обслуживания молодежи», в котором приняли участие сотрудники муниципальных библиотек края, работающие с молодежью.

В рамках семинара были обсуждены наиболее актуальные направления развития библиотек в целом, формы работы, направленные на развитие сотрудничества между библиотекой и молодыми пользователями, общие вопросы организации информационно-библиотечного обслуживания молодежи. Состоялись встречи со специалистами, занимающимися вопросами образования, социальной поддержки, творческого развития молодежи.

Встреча со специалистами Центра молодежных проектов Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края «Человек из будущего: современная молодежь и молодежная политика» была посвящена вопросам формирования молодежной политики в России и Ставропольском крае. Александр Войсковой – руководитель отдела реализации молодежных инициатив – рассказал о проектах, направленных на формирование социальной активности молодежи края, развитие волонтерского движения, программах патриотического, экологического, нравственного воспитания. Участники встречи обсудили возможности взаимодействия молодежных и общественных организаций и библиотек края.

Наиболее актуальной тематикой в преддверии 2017 года является формирование современных взглядов на роль библиотеки в экологическом просвещении молодежи. «Библиотека в эко-формате» — тематический блок занятий был посвящен формам и методам организации экологического просвещения молодежи в библиотеках. Проведен обзор основных инновационных методик работы российских библиотек по экологическому направлению. Особое внимание было уделено направлениям и формам вовлечения библиотек и молодежи в продуктивную эколого-ориентированную деятельность. Деловая игра «Библиотека на старте Года экологии» была направлена на создание моделей проведения акций в рамках Единого дня действий «День экологических знаний» (15 апреля 2017 года). Было разработано пять блоков возможного участия библиотек в единой краевой акции.

В центре профессионального внимания работников библиотек находится тема развития читательских интересов подрастающего поколения. В цикле занятий «Читатель будущего. Быть или не быть?» были обсуждены вопросы формирования интереса молодежи к чтению. Особый интерес у слушателей вызвало выступление профессора кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО Петра Константиновича Чекалова, в котором были затронуты вопросы школьная программа по литературе: репертуар и методы формирования литературного образования. В живом диалоге прошло обсуждение основных проблем снижения интереса населения к чтению, вопросов формирования новой читательской культуры, диалога учителей, библиотекарей и читателей о книге, литературе и чтении.

В ходе деловой игры «Читать? Без проблем!» библиотекари обозначили круг проблем, связанных с чтением в молодежной среде. Поиск возможных путей решения наиболее острых проблем прошел в группах, сформированных «по ролям» — молодежь, библиотекари, педагоги, книгоиздатели, чиновники. Каждая из групп разработала предложения, исходя из собственных позиций и возможностей. Объединяющим звеном в решении многих проблем, связанных с падением интереса молодежи к чтению, стало необходимость кардинального преобразования работы библиотек и создания новых, интересных для молодежи, форм работы.

Одной из таких форм работы может стать подиум-дискуссия. Тонкости ее подготовки и проведения специалисты определили на практике. Была проведена подиум-дискуссия «Будущее без книги». Оппоненты и эксперты, из числа участников семинара, разделились на два противостоящих лагеря. Первые утверждали, что в ближайшем будущем книга и тексты полностью исчезнут из обихода, уступив место аудиовизуальной культуре, образованию, общению. Вторые отстаивали незыблемость книжной (текстовой) культуры и ее дальнейшее развитие. Все участники дискуссии могли высказывать свою точку зрения. Данная форма работы на практике продемонстрировала специалистам возможности создания дискуссионной площадки, показала методы создания диспут-провокации, элементы вовлечения молодежи в спор, поиска компромисса.

Дальнейший диалог о чтении, современной литературе и писательском творчестве был продолжен на встрече со ставропольским поэтом Екатериной Полумисковой. В диалоге были затронуты не только темы творческого пути поэтессы, но и вопросы формирования читательского вкуса, роли классики в становлении личности молодого читателя, популярности зарубежных и российских авторов в чтении молодежи.

Определению ведущих направлений развития молодежных библиотек была посвящена деловая игра «Библиотека и молодежь: векторы развития». Основная цель деловой игры – выработка стратегии развития публичной библиотеки с опорой на взаимодействие с молодежной читательской аудиторией. Особое внимание уделялось процессам вовлечения молодежи и других читателей в совместную деятельность, направленную на развитие социального партнерства, творческую самореализацию пользователей библиотек. Среди предложенных направлений развития библиотечного сотрудничества были отмечены: создание хобби-центра, арт-площадок, пресс-центров (совместный выпуск с молодежью различных изданий), библио-волонтерство (мобильная библиотека) и др.

Продолжением тематики обновленного развития библиотек стала проектная мастерская «От идеи – к действию». Главная цель работы – определение механизмов взаимодействия библиотеки и местного сообщества, выработка стратегии проектной деятельности. Ориентирование проектной деятельности библиотек на решение актуальных вопросов жизни местного сообщества – важная задача позиционирования библиотеки как важного элемента социальной инфраструктуры населенного пункта. В ходе проектной мастерской была проведена «работа над ошибками», которая обратила внимание на «просчеты» библиотечных проектов.

Формирование позитивного имиджа библиотеки в глазах молодежи – важная задача библиотечной работы. Ее решение зависит не только от помещений, качества фонда, модного облика библиотек, но и от качества проводимых мероприятий. Одним из главных требований к мероприятиям для молодежной читательской аудитории является их интерактивность, диалоговость и возможность продемонстрировать свои достоинства. Для демонстрации широких возможностей библиотечного мероприятия была проведена литературная игра «Завтрак с писателем». В ходе разнообразных заданий библиотекари на практике увидели элементы сочетания игры, литературы, кулинарии, творчества, чтения и даже сочинения собственных стихов. Литературная игра – один из возможных методов изменения отношения к библиотеке как к неинтересному и несовременному месту, что было отмечено в отзывах специалистов.

Читайте так же:  Как узнать есть ли порча проклятие

Итоговый «круглый стол» «Молодежная библиотека: представления, ожидания, перспективы» позволил ответить на многие вопросы специалистов, работающих с молодежью. Библиотекари не только получили консультации ведущих сотрудников СКБМ имени В.И. Слядневой по актуальным вопросам организации обслуживания, но и поделились опытом по различным направлениям работы. К числу наиболее интересных вопросов следует отнести:

  • «Читающая молодежь: миф или реальность?». Как действовать библиотеке в ситуации «кризиса чтения»?
  • Библиотека или Интернет? Почему существует противостояние?
  • Как формируется отношение молодежи к библиотеке? Какие факторы влияют на популярность библиотеки в молодежной среде?
  • Насколько библиотека отвечает представлениям молодежи о месте, в котором интересно проводить время?
  • Какие действия может принять библиотека для повышения уровня популярности в молодежной среде?
  • Каковы перспективы развития современных форматов молодежных библиотек в нашем крае?

Ответы на эти вопросы участники семинара находили как в собственном опыте, так и опираясь на знания, полученные в ходе всего семинара, что подтвердило актуальность его тематики, эффективность форм подачи материала, практическую пользу занятий и предоставленных материалов.

М.В. Колгина,
зав. отделом методической работы
СКБМ имени В.И. Слядневой

Оригинальные способы привлечения читателей в библиотеки. Опыт разных стран. Часть первая.

Популяризацией библиотек озабочены во всем мире, не только в родном Отечестве. Сегодня расскажу о нескольких удачных проектах из разных уголков мира, действительно принесших и приносящих результаты.

В штате Северная Каролина, США, в небольшом городке Шарлот в обычной публичной библиотеке есть специально выделенная для подростков зона. Лофт, по-русски, чердак, имеет свои правила, отличающиеся от правил поведения в библиотеках. Посещать Лофт могут лишь подростки двенадцати — восемнадцати лет и несколько выбранных библиотекарей для обслуживания. В Лофте необязательно соблюдать тишину. Молодые посетители общаются, записывают музыку, создают клипы, пользуются компьютерами, и, наконец, читают. Стены на «чердаке» стеклянные, рисовать на них не возбраняется. Три главных правила Лофта — проявляй уважение к другим, к себе и к месту, в котором присутствуешь. Организаторы задумали зону как своеобразное убежище от учителей и родителей, при этом подростки занимаются любимыми делами, от пресловутого влияния улиц ограждены. Авторы проекта, конечно, ожидали успеха «предприятия», но не в таких масштабах. Территорию лофта на следующий же год пришлось увеличить в два раза, и заинтересованность в литературе в городке среди молодежи по статистике выросла.

На фото пример оформления лофта.

В Бельгии стали проводить в читальных залах романтические свидания-знакомства для одиноких людей. В качестве эксперимента на первые рандеву пригласили дюжину человек. Свечи и вазы с цветами на столах, и даже вино в бокалах, все как полагается для знакомства, только место проведения необычное. Положительный нюанс подобных встреч, люди больше раскрываются и лучше узнают друг друга, рассказывая о предпочтениях в литературе. Можно походить по залу, выбрать любимую книгу, прочесть отрывок, подходящий случаю или соответствующий жизненным приоритетам знакомящихся. Задумка понравилась, на электронную почту библиотеки массово пошли просьбы продолжать мероприятия. Власти предложили инициаторам провести тренинг «Как организовать романическое свидание в библиотеке» для сотрудников всей библиотечной системы страны, который успешно прошел в Антверпене. Более трехсот библиотек Бельгии сейчас практикуют подобные акции-свидания. За три последних года этим оригинальным способом нашли спутников десятки одиночек.

Свидание в библиотеке.

Не только романтические, но и деловые или дружеские встречи приятно проводить в «храмах книг».

Интересное, и как выяснилось, действенное привлечение читателей, используется в Великобритании. Для формирования библиотечного фонда задействуют молодежь, при этом не только постоянные посетители принимают участие в приобретении и выборе книг, но и те, кто совсем не ходил в библиотеки. Система поощрений (бесплатные посещения кино или кафе, бесплатные курсы по обучению офисной техникой, бесплатный интернет) плоды приносит неплохие. Приятно, что даже негативно относящиеся к библиотекам, стали проявлять заинтересованность.

Новшество в публичной библиотеке Сингапура, так называемая «тихая» музыкальная студия, была задумана для привлечения уже состоявшихся и подающих надежды музыкантов. Особое оборудование дает возможность сделать звук минимальной громкости, дабы не мешать другим посетителям. Библиотека имеет внушительный фонд музыкальных материалов на электронных носителях, участникам «тихой» студии созданы оптимальные условия для творчества, они могут пользоваться собственными переносными или имеющимися музыкальными инструментами. Генератор JamHub mixer подает звук прямо в наушники музыкантов. Идея прижилась, кроме использования студии по прямому назначению, посетители активно пользуются и музыкальным, и книжным фондом.

«Тихая» музыкальная студия (Silent Studio) в публичной библиотеке Сингапура.

Библиотека на велосипедах. Проект Books on Bikes в Сиэтле из экспериментального стал постоянно действующим. К велосипеду прикрепляют особенные прицепы, сконструированные таким образом, что видно их содержимое. Вместительность прицепа довольно большая, двести пятьдесят книг спокойно можно расположить. Библиотекари на велосипедах с прицепами разъезжают по общественным местам, «библиотека на велосипедных колесах» позволяет прочесть классику или новинки даже в глухих провинциях, чтобы взять книгу достаточно иметь билет читателя. Кстати, записаться можно на ярмарке. Например, удачно придумали поместить лоток с книгами на сельской ярмарке, среди прилавков с овощами и фруктами книжная лавка особенно привлекает внимание. Фермеры не часто выбираются за пределы своих хозяйств, но вот пропустить ярмарку они не могут. Сельчанам понравился такой сервис, часто приходится выезжать уже двум или трем необычным лоткам, книги разбирают «на ура», сдают в следующий визит на ярмарку.

Видео (кликните для воспроизведения).

Публичная библиотека Бостона (США) организовала релаксационные классы с тренингами по гимнастике Цигун. Приверженцев восточных практик все больше, этим и воспользовались сотрудники бостонской библиотеки, предоставив кроме помещения для занятий специально подобранную экспозицию литературы, обновляющуюся постоянно. Наплыв новых пользователей превзошел ожидания.

Интересных и необычных форм для привлечения читателей много, по сути, это не паханое поле для фантазии творческих и любящих свое дело людей.

Сервисы для соискателей

Продвижение резюме

Доверьте составление резюме профессионалам!

Узнайте какой вы специалист и добейтесь большего

Автоматическое поднятие резюме в результатах поиска

Отправьте свое резюме в ведущие кадровые агентства

Отправьте свое резюме в компанию мечты

Образование и консультации

Работать в библиотеке модно — почему? Что привлекает молодых сотрудников в библиотеках?

Библиотеки меняются

Современное время диктует свои правила, в том числе и для таких учреждений, как библиотеки. Если раньше они были, скорее, хранилищем книг, то сейчас многие пытаются перестраивать свою работу: внедряют технологии, подключаются к электронным библиотечным системам, организуют просветительские мероприятия, социокультурные проекты, меняют дизайн, больше ориентируются на потребности аудитории — работают с ней не только офлайн, но и онлайн, ведут блоги, социальные сети. Ресурсов на полное преобразование, к сожалению, пока не хватает, но работа в этом направлении идет, и особо ценится инициатива молодых сотрудников. Поэтому одним из приоритетных направлений работы библиотек является привлечение молодых специалистов. И несмотря на условно небольшие зарплаты и стереотипы, связанные с консерватизмом библиотек, молодежь приходит.

Читайте так же:  Порча на неудачу

Почему они приходят работать в библиотеки?

Важно учесть, что в библиотеке сегодня требуются не только библиотекари и библиографы, но и пиарщики, дизайнеры, организаторы мероприятий, фандрайзеры, редакторы, веб-разработчики, менеджеры проектов и т.д. Кто-то — на полные ставки и на постоянную работу, кто-то — на отдельные проекты.

При этом и молодые библиотекари востребованы, тем более сейчас сама специфика этой должности предполагает меньше работы на выдаче книг и больше работы с электронными ресурсами, с различной информацией, с аудио- и видеоконтентом. Библиотекари выступают в качестве советчиков, тьюторов, организаторов дискуссионных клубов, взаимодействуют с партнерами и другими организациями. Например, к нам в РГБМ на должность библиотекаря часто приходят молодые филологи, историки, социологи, культурологи.

Молодому человеку, заканчивающему обучение в вузе и только начинающему свою карьеру, интересно и полезно поработать в таком учреждении культуры, как библиотека. Тем более сами библиотеки сегодня — это развивающиеся структуры, которые находятся в процессе концептуальных изменений, адаптации к условиям современности. А в таких условиях обычно больше перспектив для развития новых направлений и реализации нестандартных проектов. Другими словами, у молодого человека практически любой специальности в библиотеке, если она стоит на пути преобразований, есть множество возможностей для самореализации.

Библиотекам также выгодно привлекать молодых специалистов, которые привносят свежий взгляд, новые идеи, часто более активны и заинтересованы в саморазвитии (наш опыт показал, что таких довольно много) и, что уж скрывать, готовы работать за небольшие зарплаты государственного бюджетного учреждения. Тем более еще одним приоритетным направлением работы библиотек сегодня является взаимодействие с молодежью в возрасте от 15 до 30 лет, с той самой молодежью, которую невероятно сложно привлечь в библиотеки и которую привлекать важно, так как, по мнению директора РГБМ И.Б. Михновой, «если сегодня они сами не придут в библиотеки, то завтра они не приведут своих детей». А молодежь хочет общаться со своими сверстниками. Это не значит, что в библиотеке должны работать только молодые сотрудники, но они, безусловно, должны составлять часть штата. Передовые библиотеки это прекрасно понимают. И стараются привлекать потенциальных молодых сотрудников, предоставлять им выгодные условия.

Например, как признавались некоторые наши сотрудники, когда они шли работать в библиотеку, им в том числе было важно официальное трудоустройство и белое оформление, а также возможность посещать интересные лекции, мастер-классы в стенах РГБМ.

«С библиотекой для молодежи я познакомился еще будучи студентом первого курса. Приходил сюда заниматься, писать курсовые. Уже тогда я понял, что если и буду работать по специальности, то только здесь. Поэтому сразу после окончания бакалавриата отправил свое резюме в РГБМ. И мне нравится здесь работать по нескольким причинам: много молодых сотрудников с более открытым мышлением и мировоззрением, с такими коллегами приятно работать; библиотека снабжена современным оборудованием, которое делает работу значительно удобнее; гибкий график, который позволяет совмещать работу с учебой в магистратуре». Георгий Снегирёв, 23 года, сотрудник зала художественной литературы и искусств РГБМ, образование — МГЛУ, факультет международной информационной безопасности

В библиотеке работать модно

И в последнее время это действительно так. Молодому человеку не стыдно сказать, что он работает в библиотеке, потому что библиотеки сегодня находятся в тренде. И на государственном, и на региональном уровне регулярно обсуждается будущее библиотек. Средства массовой информации с удовольствием обращаются к теме модернизации библиотек. Активно распространяется информация об удачных примерах этой модернизации. Совместно с библиотеками организуются локальные и общероссийские проекты по продвижению чтения. В библиотеках модно проводить лекции, фестивали, акции и другие мероприятия. В сознании во всяком случае читающей и образованной молодежи все это откладывается, и им действительно интересно посмотреть, что же сейчас представляет собой современная библиотека, или даже больше — поучаствовать в создании такого пространства.

Конечно, если говорить откровенно, не все библиотеки готовы к переменам и с воодушевлением воспринимают инициативу. Иногда мы слышим от молодых коллег, что их руководство не слышит, не понимает и не хочет воспринимать их всерьез. В таких случаях мы советуем искать подходящие доводы, устраивать презентации, обосновывать полезность своих действий для эффективной работы учреждения, показывать успешные примеры. Но не всегда все это работает. Это грустно. Но в то же время мы видим, как ситуация меняется, и уже довольно сложно даже самым большим консерваторам отрицать современные тенденции и стандарты.

Один день из жизни библиотекаря

Хочу поделиться нашим примером. Несколько лет назад мы открывали в библиотеке новый отдел — «Музыкальный подвал», в котором располагается фонд винила, актуальные нотные издания, книги по музыкальной тематике, современные и редкие проигрыватели, а также работает звукоизоляционная репетиционная с музыкальными инструментами и студия звукозаписи. Вместе с тем это эргономичное, уютное, красиво оформленное пространство. Понятно, что для его эффективного функционирования нам нужны были молодые сотрудники с нестандартными навыками: у них должно было быть музыкальное образование (хотя бы музыкальная школа), они должны были увлекаться музыкой, разбираться как в классике, так и в современных жанрах, уметь организовывать мероприятия на музыкальную тематику, а также нам нужен был звукорежиссер. Но как нашим потенциальным кандидатам показать, что у нас весело и перспективно?

И мы в рамках кампании по продвижению нового отдела сняли промовидео «Один день из жизни библиотекаря», в котором рассказали, как проходит один рабочий день сотрудника «Музыкального подвала». При этом в видео были продемонстрированы различные ресурсы и технологии библиотеки и возможности для самореализации сотрудников. Все персонажи в видео были реальными сотрудниками библиотеки. Главный герой — молодой человек Влад — работает в «Музыкальном подвале» и играет на гитаре. По сюжету утром он приходит в библиотеку, берет себе кофе в библиотечном кафе, распечатывает медиатор на 3D-принтере в медиалаборатории РГБМ, во время рабочего дня показывает посетителям, как работают ретропроигрыватели, слушает вместе с симпатичной девушкой музыку, а в конце рабочего дня записывается вместе с друзьями-коллегами в студии звукозаписи.

Видео широко распространялось по социальным сетям и набрало более 21 тысяч просмотров. Потом мы выложили вакансии «Музыкального подвала», и нам пришло более 500 резюме. Мы довольно быстро нашли и сотрудников-библиотекарей и звукорежиссера. Всем еще нет и 30 лет.

«Я никогда не думала, что стану библиотекарем. Попала в эту профессию случайно. На самом деле, в крупных компаниях вакансий не так много для людей без опыта работы.
По образованию я филолог-переводчик, но в моей жизни всегда была музыка. Я окончила музыкальную школу по классу фортепьяно и увлекаюсь различными музыкальными течениями. Поэтому, когда я увидела вакансию в „Музыкальный подвал“ Библиотеки для молодежи, решила откликнуться, а когда пришла на собеседование, то сразу влюбилась в это место, так как оно не было похоже на библиотеку в моем представлении. Здесь очень комфортное пространство для работы, коллеги моего возраста, интересные мероприятия проходят, некоторые из которых я организую сама». Анна Гусева, 26 лет, сотрудник «Музыкального подвала», закончила РУДН, филологический факультет

Лабиринты профессий

В своей работе в первую очередь мы опираемся на потребности и запросы нашей основной аудитории (это молодые люди в возрасте 16-35 лет). Каждый год мы проводим исследования, чтобы выяснить, что их интересует, какие темы волнуют. И, конечно же, много общаемся с нашими молодыми сотрудниками. И каждый раз проблемы профориентации, выбора профессии, самообразования занимают первые строчки в их ответах.

Читайте так же:  Если сглазили взрослого

В этом году мы решили разобраться в этих вопросах вместе, организовав в РГБМ открытую площадку для дискуссий — проект «Лабиринты профессий». Мы хотим дать возможность молодым задать интересующие их вопросы экспертам.

В рамках проекта эксперты из разных областей расскажут: как найти себя в жизни, как выбрать профессию по душе и при этом получать стабильный доход, какие навыки будут востребованы в будущем, как и где им научиться. Поэтому он будет полезен и только находящимся в поиске будущей профессии, и тем, кто желает знать о перспективных направлениях и необходимых навыках, и тем, кто уже работает, но хочет поменять профессию или профиль, а также всем профессионально занимающимся темами профориентации и карьеры. Это старшеклассники, абитуриенты и их родители, студенты и недавние выпускники, сотрудники крупных и мелких организаций, индивидуальные предприниматели, фрилансеры и другие.

Таким образом, организовывая этот проект, мы стремимся, чтобы библиотека воспринималась молодыми людьми не только как модное и перспективное место работы, но и как проводник в поиске своего дела жизни и призвания.

Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки

А молодёжь придёт в библиотеку лишь в том случае, если ей будет там интересно и полезно. Ведь мы хотим, чтобы они ИСКРЕННЕ радовались встрече с нами. И есть приметы того, что всё большему числу библиотек это удаётся.

Часто сотрудники «в возрасте» встают в тупик: ну, что ещё можно придумать такого, чтобы молодые люди стремились в библиотеку — в морозный и дождливый вечер, отвергнув поход, например, в любимое кафе, да ещё и прихватив с собой друзей. Это действительно трудно, потому что у взрослых и молодых разные социальные ориентиры, культурные предпочтения, потребности и мотивы посещения тех или иных мест и проч.

Ответ напрашивается сам собой. Нужно просто спросить об этом саму молодёжь. Но не с помощью опросов — это формально и нерезультативно. Попробуйте предложить молодым людям самим придумать проект и реализовать его в библиотеке.

Именно так РГБМ и поступила в 2014—2015 годах, дважды проведя конкурс библиотечных молодёжных проектов «Фабрика идей». В совокупности пришло более 70 интересных, проработанных идей. 12 были отобраны для практической реализации. Некоторые из них длительного действия: 1—2 года. И популярность проводимых победителями «Фабрики» лекториев, мастер-классов, квестов по сию пору велика.

Магаданская областная юношеская библиотека поддержала эту форму и объявила свой конкурс «Фабрика идей», адресовав предложение не только отдельным людям, но и инициативным группам, общественным организациям и объединениям. А сейчас уже Кемеровская областная библиотека для детей и юношества анонсировала конкурсный отбор молодёжных инициатив «Другое место». Горожан 14—30 лет приглашают организовать лектории, публичные чтения, фестиваль или студию, создать площадку для общения, обучения или творчества.

Хотя в РГБМ практика использования молодёжных инициатив существует уже более пяти лет, первопроходец здесь — Новосибирская областная юношеская библиотека. Слушая их, мы тогда не понимали и не верили, что могут быть клубы, которые придумывают и ведут сами молодые ребята на условиях волонтёрства. Только когда своим ходом пришли к этому, осознали в полной мере их пионерскую (читай: новаторскую) идею. А сейчас по этому пути пошли многие юношеские библиотеки. Такова Самарская областная юношеская, среди проектов которой —два уникальных: мастер-класс для людей с ограниченными возможностями здоровья «Мультимобильность» и конкурс молодёжных бизнес-идей.

Разные библиотеки идут своими путями к молодёжи. Крупные региональные библиотеки активно реализуют разного рода проекты, которые находят отклик у молодёжи. Надо сказать, что если в библиотеке есть реально действующий молодёжный совет, то библиотеку ждёт успех. Яркий пример тому — Рязанская областная научная библиотека им. М. Горького, которая предлагает городу буквально фейерверк молодёжных проектов.

Психологически очень точно выстроили свою работу сотрудники Библиотеки Автограда (Тольятти). Они, по их выражению, «запустили в свои стены молодёжь». Вот как это представила директор библиотеки С.Н. Павидис: «Да, сначала ребята не были нашими читателями. Но у них были увлечения, которые очень близки нам. Все началось с лингвистических клубов общения. И мало того, мы стали встречать их в вечернее время, дважды в неделю работая до 21 часа. Наверное, целый год, приходя сюда, они говорили: «Мы не в библиотеку, мы в лингвоклуб». Но мы точно сделали правильный ход, потому что погрузили их в нашу среду. Ну, не могли они ходить мимо книг, не зайдя в зал литературы иностранных языков, в зал художественной литературы. И к этим ребятам потянулась другая молодёжь. Занимаясь своими направлениями — музыкальными, даже танцевальными, они всё равно попадали в книжную среду».

И когда правильно организованное пространство библиотеки привлекает молодёжь, это становится предметом гордости. Вот что говорит сотрудник ЦРБ им. Н.В. Гоголя (Санкт-Петербург): «Молодой человек в любом случае смотрит сначала на обёртку: как выглядит библиотека, кто и как его встречает. Мы делаем ставку именно на молодёжь, она составляет основу нашей аудитории. Мы и книги подбираем соответствующие, ведь молодёжь что читает? То, о чём говорят: известных авторов, лауреатов премий и так далее. Сейчас очень много вариантов, куда пойти, и мы очень рады, что из всего разнообразия молодые люди выбирают нас, значит, мы работаем правильно».

Можно констатировать, что идея выделения во взрослых библиотеках отдельных пространств для молодёжи всё более «овладевает массами». Вот интересные примеры этих инициатив.

На базе Новороссийской городской библиотеки уже более пяти лет существует на правах отдела «Молодёжный проспект». Там учитывали, что наиболее привлекательными формами являются музыка, танцы, игры, ток-шоу и т.п. И сейчас на интересы своих ровесников работают и молодые сотрудники, и волонтёры.

Два года назад на Всероссийском конгрессе РБА новоуральские библиотекари узнали об интересном опыте работы коллег Информационно-библиотечного объединения г. Заречный Пензенской области, где в течение четырёх лет реализовался проект «Библиоnight». Проект, что называется, их «зацепил». И теперь уже в Новоуральском городском округе успешно стартовал городской молодёжный проект «БиблиоTime». Они добились результата: организовали в библиотеке пространство для молодёжи, выделив несколько площадок: для чтения, обучения и релаксации, создав место, где молодые люди «встречаются с друзьями, пользуясь бесплатным wi-fi, делают уроки, читают книги, удобно расположившись в кресле, смотрят хорошие фильмы, слушают музыку, играют в настольные игры».

Идеей выделения «молодёжных зон» увлечены сейчас и многие региональные научные библиотеки, независимо от того, есть в городе юношеская библиотека или нет. Это и Архангельск, и Омск, и Южно-Сахалинск… Они уверены, что это дополнительный стимул для молодых людей прийти к ним. По данным Всероссийского исследования «Библиотечно-информационное обслуживание молодых пользователей в российских библиотеках», проводимого РГБМ в 2016 году, с открытием Молодёжного центра в Московской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской посещаемость увеличилась на 25 %.

Разумеется, проекты, подразумевающие наличие в библиотеках отдельных молодёжных пространств, предполагающие активную работу с волонтёрами, — это примета ближайшего будущего общедоступных библиотек. За рубежом такие пространства называют «молодёжными зонами» — они давно уже существуют в публичных библиотеках США и активно создаются в Европе и некоторых странах азиатского континента.

Наметившаяся сегодня тенденция слияния библиотек разных типов, не предполагает однозначного ответа: хорошо это или плохо. Везде по-разному. Можно привести свежий пример, который пока не вызывает негативной реакции.

С одной стороны, закрытие Вологодской областной юношеской библиотеки очень больно отозвалось в библиотечной среде, хотя в этом, как нам кажется, было больше экономической прагматики, чем неприятия собственно библиотеки, которую любили в области.

Читайте так же:  Сглажу или зглажу

С другой, в открытии спустя короткое время на базе областной научной библиотеки информационно-библиотечного юношеского центра есть рациональное зерно. Молодёжь получила и своё пространство с читальным и компьютерным залами, где она может реализовать досуговые интересы, и доступ к более чем миллионному книжному фонду, что, безусловно, облегчит подготовку к учебным занятиям. Теперь всё будет зависеть от персонала, которому, несомненно, понадобится дополнительная подготовка, ведь специалист по работе с молодежью — это профессия, которой сейчас учат в вузах.

Хотя быстрая «реинкарнация» Вологодской юношеской в виде юношеского центра в структуре научной — это скорее пока исключение из правил. В реальной жизни картина далеко не столь радужная.

И не везде есть такие чувствительные к культуре губернаторы, как в Красноярском крае, который на данный момент является правофланговым в деле создания новых, современных библиотек. Недавно хорошая новость пришла из Канска: там открылась обновлённая городская библиотека, где нашлось место и детской, и молодёжной зонам. А ведь там еще успешно работает Модельная молодёжная библиотека (сотрудник ее Наталья Чайкина стала финалистом III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года — 2015»). Да и Красноярская краевая юношеская библиотека широко известна стране своими нестандартными подходами к работе со своими пользователями.

Одна из версий объединения библиотек, которая активно посещает головы рачительных руководителей культуры, — это объединение детских и юношеских библиотек. Здесь ситуация прямо противоположная той, что была, например, в Вологде. Ибо объединение этих двух типов библиотек имеет однозначные последствия. Дети просто вытесняют молодёжь, и она в лучшем случае уходит во взрослые библиотеки, в худшем — вообще забывает о библиотеке как таковой.

Молодые люди любят ходить в «свои» юношеские, молодежные библиотеки и готовы посещать взрослые (если там понимают и учитывают их потребности и интересы), но детские для них — пройденный этап. Подобная картина наблюдается повсеместно. Поэтому надо трезво относиться к тому, что в результате объединения детских и юношеских библиотек верхняя возрастная граница пользователей «зависает» на уровне 16 лет — пока человек ещё учится в школе.

Причина — на поверхности. Родившийся человек проходит последовательно разные стадии взросления. Но всегда стремится вперёд и никогда назад. Поэтому дети жаждут очутиться в среде более старших, а молодые люди стремятся скорее повзрослеть. Это нормально и психологически оправдано. Пример. Напротив здания Юношеской библиотеки Республики Коми прямо по переходу — городская детская библиотека. И дети, особенно 12-летки, вместо «своей» детской предпочитают юношескую. Потому что там интересней. А молодёжи это не нравится — у неё свои дела, свои интересы и круг общения, они знают, чего хотят.

Дети и молодёжь – это разные социально-возрастные группы пользователей библиотеки. И каждая требует к себе особого отношения. С детьми прямолинейное воспитание допустимо и даже — на определённом этапе — обязательно. С молодёжью возможны только партнёрские, равно уважительные отношения. В пределах одной библиотеки персоналу бывает трудно совместить два подхода, две манеры общения. Поэтому, как мы часто замечали, умные сотрудники детско-юношеских библиотек берут читателей юношеского возраста в союзники и напарники по воспитанию младших.

Состав фонда, набор информационно-библиотечных услуг, формы и методы работы с детьми и с молодёжью, взаимоотношения с ними персонала принципиально рознятся. Об этом, как правило, не думают те, кто принимают решения об объединении структур. Да и не их это дело, — как правило, им это «подсказывают». Но дело нашего профессионального сообщества об этом напоминать и по мере сил «просвещать» своё руководство.

Выше мы говорили, что выделение «молодёжных зон» весьма характерное явление для зарубежных публичных библиотек. И мы тоже движемся в эту сторону. Однако в мире идёт и другой, встречный, процесс — создание отдельных юношеских, молодёжных библиотек. Интересные, эффективно работающие молодёжные библиотеки есть в Гамбурге, Дрездене, Мюнхене (Германия); Сингапуре; Стокгольме (Швеция); Хельсинки (Финляндия); Ольштыне, Вроцлаве (Польша); Парк-Ридже и Оберне (США, штаты Иллинойс и Индиана)… Да вот хотя бы недавний пример. В декабре 2015 года в Днепропетровске (Украина) планировалось открытие молодёжной библиотеки с обновлённым книжным фондом, с компьютерной техникой, популярной у молодёжи, новым дизайном и проч., и проч., вплоть до спортзала.

Многие российские юношеские и молодежные библиотеки приобретают новый образ, современный и стильный, совершенно не отличимый от своих зарубежных «аналогов». Не так давно в новом, обновленном качестве предстала перед нами, например, Астраханская молодёжная библиотека им. Бориса Шаховского. И внешний облик, и формы работы с молодежью показались организаторам международного киноальманаха «Library Planet» настолько интересными, что ими быт снят видеосюжет об астраханской библиотеке (с титрами на английском языке). Посмотрите, и вы все поймете.

Сегодня Россия предлагает миру новые, нестандартные формы и методы работы с молодёжью. Ведь система специализированных юношеских библиотек, библиотек для молодёжи существует у нас с 1966 года. И опытом их начинают интересоваться зарубежные коллеги.

Так, в мае 2015 года в РГБМ приезжала большая группа южнокорейских специалистов, преимущественно из Национальной библиотеки для детей и юношества. Их приезд был «подготовлен» предыдущим «десантом»: за год до этого в Москву приезжали специалисты этой библиотеки в рамках заключенного Меморандума о сотрудничестве между НБ для детей и юношества Южной Кореи и РГБМ. В задачи новой группы входило изучение опыта работы с молодёжью, которая напрочь игнорирует их собственные библиотеки (почему — это другой вопрос, оставим его за пределами данного разговора).

Для нас важен факт: в мире начали понимать: молодёжь требует к себе особого внимания, и именно библиотеки являются «социальными лифтами», дающими и знания, и широту кругозора, и психологическую подготовку к взрослой жизни. Осознание важности формирования «человеческого капитала» молодёжи в каждой стране приходило и приходит в разное время. Как правило, её отчетливо замечают тогда, когда молодёжь сама начинает активно проявлять себя — так сказать, «мешать», бунтовать, протестовать. Или когда приходит отчетливое осознание того, что, в отличие от детей, нашего «счастливого завтра», молодёжь — наше настоящее, без которого это «завтра» может не наступить.

Почему так привлекательна для молодёжи идея «своей» библиотеки? В далёком уже 2007 году, когда мы только начинали модернизацию РГБМ, молодой человек, мой давний знакомый, долго допрашивал меня: что мы всё-таки такое создаем? Наконец сказал: «А… понял. Вы создаёте интеллектуальную альтернативу коммерческому досугу молодёжи». С тех пор, с его подачи, понятие «интеллектуальный досуг» зашагало по стране, постепенно войдя в профессиональный оборот.

Видео (кликните для воспроизведения).

Просматривая отзывы пользователей в Сети, мы убедились, что молодёжь действительно воспринимает «свою» библиотеку как своего рода интеллектуальную альтернативу популярным в её среде кафе и антикафе (куда тоже внедряют книги), коворкингу и его производным (где готовятся к занятиям, работают в одиночку или в группе). И если библиотека уместилась в систему ценностей и предпочтений молодёжи, она победила и может уже сама управлять ситуацией.

Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here