Незаконное привлечение к работе

Сегодня приоткроем завесы тайны по теме: незаконное привлечение к работе. Предлагаем ознакомиться с актуальным материалом и сделать соответствующие выводы.

Комментарии к СТ 18.15 КоАП РФ

Статья 18.15 КоАП РФ. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Комментарий к статье 18.15 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья введена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ. Ее цель — обеспечить мерами административно-правового воздействия предупреждение и сокращение незаконной внешней трудовой миграции и соблюдение работодателями законодательства РФ о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России.

Ранее административная ответственность за нарушение работодателями указанного законодательства была предусмотрена ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, ныне более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.

2. Комментируемая статья содержит три состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Отдельные вопросы в данной области регламентируются также постановлениями Правительства РФ.

Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее — иностранного гражданина) — это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина (см. примечание 1 к данной статье).

3. Предметом посягательства по ч. 1 ст. 18.15 является правило о том, что иностранный гражданин, лицо без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу) либо патента, а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения.

Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья включена в упомянутый Закон Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ) гражданин РФ вправе привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у иностранного гражданина патента.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения, таким образом, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.

4. Предмет посягательства по ч. 2 данной статьи — общее требование о том, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Форма, условия и порядок выдачи работодателям этого документа устанавливаются Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный совместным Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Росрыболовства от 11 января 2008 г. (с изм. и доп.).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников — документ, подтверждающий право работодателя привлекать таких работников. Этим документом устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателем на территории соответствующего субъекта РФ. Такие документы выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям.

Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи образуют действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение.

5. При применении ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует также иметь в виду, что ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены категории иностранных граждан, на которых не распространяется разрешительный порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности.

Порядок получения патента в органе Федеральной миграционной службы (в том числе перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче патента, сроки выдачи патента, сроки его действия) определен в указанной выше статье Закона. В этой же статье предусмотрена уплата налога лицом, обратившимся за получением патента, в виде фиксированного авансового платежа.

6. Предметом посягательства по ч. 3 комментируемой статьи является правило об обязательном направлении работодателями информации (сведений) в уполномоченные органы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии работодателя, т.е. невыполнении им перечисленных выше обязанностей.

7. Субъекты правонарушений по ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи одни и те же. Ими являются работодатели или заказчики работ (услуг). В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) — физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индивидуальный предприниматель — гражданин РФ или иностранный гражданин.

Читайте так же:  Камень для привлечения богатства и удачи

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

8. При разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, важно обратить внимание на примечание 2 к статье, согласно которому в случае незаконного привлечения работодателем двух и более иностранных работников к трудовой деятельности административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в отношении каждого из этих работников отдельно.

За нарушение правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на торговых объектах (торговых комплексах) физические и юридические лица, управляющие этими объектами, привлекаются к административной ответственности по ст. 18.16 (см. комментарий к ст. 18.16).

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются: 1) судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1); 2) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).

Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3).

Трудовое право

Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Дисциплинарная и материальная ответственность работодателя регламентируется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Трудовой кодекс включает ряд статей, регулирующих непосредственно этот вопрос. Так, ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда установлена ст. 363 ТК РФ, согласно которой основания для применения соответствующих мер наказания наступают в результате следующих деяний: воспрепятствование осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; неисполнение предъявленных предписаний; применение угрозы насилия или насильственных действий по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу.

Материальная ответственность руководителя организации и работодателя определена ст. 277 и главой 38 ТК РФ соответственно.

Административная ответственность работодателя наступает за совершение следующих проступков:

И наконец, уголовная ответственность работодателя наступает за совершение следующих преступлений.

Использование рабского труда. В основе данного уголовно-правового запрета лежат нормы международного права: «Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех видах» (ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.); «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии» (ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.). Понятие рабства определено ст. 1 Конвенции ООН относительно рабства 1926 г.; ст. 1, 7 Дополнительной конвенции ООН об упразднении рабства работорговли и институтов и обычаев, связанных с рабством 1956 г.

Из указанных международных правовых актов следует, что рабский труд — это труд, к которому принуждают человека против его воли. Однако понятие принудительного труда является более широким: принудительный труд есть работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольных услуг (ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном труде от 28 июня 1930 г.). Трудовой кодекс в качестве принудительного труда называет выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. К принудительному труду относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника (ст. 4).

Уголовная ответственность за использование рабского труда предусмотрена ст. 127.2 УК РФ. Объективная сторона данного состава преступления состоит в том, что используется труд человека, в отношение которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, и лицо это по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг) (ч. 1). То же деяние, совершенное в отношении двух или более лиц. в отношении несовершеннолетнего, с применением насилия или с угрозой его применения. с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, образуют квалифицированный состав преступления (ч. 2). Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 данной статьи, повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой, образуют особо квалифицированный состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность по ч. 3 ст. 127.2 УК РФ.

Нарушение правы охраны труда лицом, на котором лежат обязанности по соблюдению этих правил. Данное преступление предусмотрено ст. 143 УК РФ. Данное деяние признается преступлением, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1) или по неосторожности смерть человека (ч. 2). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 23 апреля 1991 г. № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» разъяснил судам, что ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдения тех же правил.

Читайте так же:  От сглаза нужно делать

В иных случаях лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил и норм охраны труда по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).

Однако если нарушение правил и норм охраны труда допущено работником, не валявшимся лицом, указанным в ст. 143 УК РФ. и повлекло последствия, перечисленные в этой статье, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или ист.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Норма уголовного законодательства устанавливающая данный вид преступления (ст. 145 УК РФ), является уголовно-правовой гарантией интересов матери и ребенка в трудовых отношениях. Уголовно наказуемым признается такое общественно опасное деяние, которое привело к необоснованному отказу в приеме на работу или необоснованному увольнению беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет.

Однако на практике решить этот вопрос достаточно сложно. Например, на вакантную должность претендует беременная женщина.

Если она, не сказала об этом будущему работодателю и по объективным признакам это установить было невозможно, то отказ в приеме ее на работу никоим образом не связан с ее беременностью, поэтому обжаловал» отказ в трудоустройстве женщина не имеет оснований. Если же в момент трудоустройства было известно о состоянии беременности и именно на этом основании ей отказано в трудоустройстве, этот отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. В последние годы в ряде организаций наблюдаются случаи задержки, часто многомесячной, выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом сумм. Иногда это объясняется работодателем отсутствием денег в связи с непоступлением их от покупателей, из местного, регионального или федерального бюджета. Однако встречаются случаи, когда деньги, предназначенные для заработной платы, пенсий, пособий и иных выплат, расходуются не по назначению, а подчас помещаются в коммерческие банки для получения дополнительного дохода.

Это причиняет серьезный вред интересам работников. Иногда такого рода невыплаты выливаются в серьезные социальные конфликты. В связи с этим в 1999 г. законодатель дополнил Уголовный кодекс РФ ст. 145.1, предусматривающей уголовную ответственность за указанный состав преступления.

Уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ наступает в следующих случаях:

  • частичная невыплата (Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособии и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.) свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, руководителем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации:
  • полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего

СТ 19.29 КоАП РФ

Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 19.29 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающей ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, закреплено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Читайте так же:  Как избавиться от сглаза

Следует учитывать, что Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которым регламентируется деятельность указанных комиссий.

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы установленного законом требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Неисполнение работодателем данной обязанности, закрепленной законом, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Необходимо отметить, что перечень таких должностей устанавливается Указами Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

2. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ, регламентирующей условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими, граждане, замещающие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

3. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в сфере противодействия коррупции, в частности соблюдение установленных законодательством РФ ограничений, налагаемых на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, при нахождении на государственной или муниципальной службе либо после увольнения с государственной или муниципальной службы.

4. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных действий: привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещающего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», в частности, в отсутствии согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

5. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

6. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в умышленной или неосторожной форме вины.

Правонарушения в сфере миграции

Ответственность за незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации и незаконное привлечение иностранной рабочей силы

Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ).

Одним из прав, которым пользуются иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации наравне с гражданами России, является право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодателем.

Для иностранного гражданина, лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и осуществляющих трудовую деятельность, наличие разрешения на работу обязательно. за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством

Основные положения, касающиеся условий использования иностранной рабочей силы (порядок приглашения на работу, заключение трудового договора, гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)), регулируются нормами Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Читайте так же:  Порча блюда от сильного огня

Привлечешь иностранных работников осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 790 «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 установлены Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.

На основании ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем по следующим основаниям:

  • на основании трудового договора;
  • на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Объективная сторона правонарушения выражается в выполнении иностранным гражданином или лицом без гражданства определенной работы или заключении им договора на выполнение работы (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения на работу, выданного на его имя.

Субъектом правонарушения по данной статье является иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший 16-летнего возраста.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, заключается в вине в форме умысла или не осторожности.

Иностранный гражданин, привлекаемый к ответственности по данной статье, является лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Соответственно, ему в обязательном порядке должны быть разъяснены положения ст. 25.1 КоАП РФ.

Кроме того, ему необходимо разъяснить положения ст. 24.2 КоАП РФ, в частности, ч. 2 указанной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, установившей право каждого на пользование родным языком, на свободный язык общения, а также с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «О языках пародов Российской Федерации» участие в необходимых случаях в производстве по делу об административных правонарушениях переводчика — важная гарантия равноправия, объективности рассмотрения дела, обеспечения выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях, провозглашенных ст. 24.1 КоАП РФ.

Если лицо, привлекаемое к ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство, и не обеспечено переводчиком. это может рассматриваться как существенное нарушение закона, влекущее отмену постановления но делу.

Несмотря на то, что лицо, привлекаемое к ответственности, является иностранным гражданином, на него распространяются положения ст. 51 Конституции РФ, которые также должны быть ему разъяснены.

Дела о данных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или судьями, если должностное лицо передает дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1, ст. 23.67 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Кроме того, данный иностранный гражданин является свидетелем по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении работодателя, и, соответственно, от него должны быть получены объяснения и разъяснены процессуальные права в соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ. В качестве свидетеля иностранный гражданин, осуществлявший трудовую деятельность без разрешения на работу, дает объяснения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.15 КоАП РФ, т.е. объяснения должны быть оформлены на другом бланке и приобщены к материалам, составленным в отношении работодателя.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ).

Ранее административная ответственность за нарушение работодателями законодательства Российской Федерации о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России была предусмотрена п. 1 ст. 18.10 КоАП РФ.

На сегодняшний день Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.

Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют:

  • по ч. 1 — действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина;
  • по ч. 2 — действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение;
  • по ч. 3 — бездействие работодателя, т.е. неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Субъектом правонарушения является работодатель, которым может быть как физическое лицо (не только предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица), так и юридическое лицо.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.15, рассматриваются:

  1. судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ);
  2. органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции: руководителями ФМС России, ее территориальных органов, структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа, их заместителями (ч. 1 и 2 ст. 23.67 КоАП РФ).

Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции населения (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Читайте так же:  Воронка на привлечение мужчин лариса

Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ).

Данная статья, включенная в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ, в целях обеспечения соблюдения законодательства о порядке привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в сфере торговли и защиты трудовых прав российских граждан в этой сфере, устанавливает административную ответственность прежде всего за нарушение правил привлечения иностранных граждан к работе на розничных рынках.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается:

  • первый состав правонарушения образуют действия физического или юридического лица, управляющего торговым объектом (торговым комплексом), выраженные в предоставлении торгового места, иного помещения на территории данного объекта иностранному гражданину, незаконно привлекаемому к трудовой деятельности;
  • второй состав правонарушения составляют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с выдачей иностранным гражданам, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, разрешений или осуществлением иных форм их допуска к работе на этих объектах;
  • первый состав правонарушения образуют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, которые, не имея разрешения на привлечение иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, фактически используют их труд;
  • второй состав правонарушения составляют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Субъектами правонарушений по ч. 1 и 2 ст. 18.16 КоАП РФ являются лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами, рынками). Ими могут быть:

  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица, их филиалы, представительства;
  • должностные лица указанных юридических лиц, филиалов, представительств;
  • управляющие торговым объектом (торговым комплексом, рынком);
  • иные юридические лица, их должностные лица;
  • иные индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассмотренные правонарушения могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.

Дела о правонарушениях по ст. 18.16 КоАП РФ рассматриваются:

  1. судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье;
  2. органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции: руководителями ФМС России, ее территориальных органов, структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа, их заместителями (ч. 2 ст. 23.1, ч. 1 и 2 ст. 23.67 КоАП РФ).

Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 и и. 15 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

Для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации об ограничениях осуществления отдельных видов деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства данная статья была включена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане не имеют права:

  1. находиться на муниципальной службе;
  2. замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  3. быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экс- пери ментальной авиации;
  4. быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  5. заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Объективную сторону правонарушений по ст. 18.17 КоАП РФ образуют действия (бездействие) юридических лиц, должностных лиц и физических лиц, нарушающие положения федеральных законов, запрещающих иностранным гражданам и лицам без гражданства заниматься отдельными видами деятельности или ограничивающих их трудовые права в этих сферах.

Субъектами правонарушения являются:

  • по ч. 1 — работодатель или заказчик работ (услуг). Ими могут быть юридические лица, должностные лица или граждане — индивидуальные предприниматели;
  • по ч. 2 — иностранные граждане или лица без гражданства;
  • по ч. 3 — иностранное юридическое лицо, его филиал или представительство, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ст. 18.17 КоАП РФ, могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются:

  1. судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье;
  2. органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции: руководителями ФМС России, ее территориальных органов, структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа, их заместителями (ч. 2 ст. 23.1. ч. 1 и 2 ст. 23.67 КоАП РФ).
Видео (кликните для воспроизведения).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 18.17, составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 и п. 1 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Незаконное привлечение к работе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here