Привлечение студентов медколледжа к просветительной работе школьников

Сегодня приоткроем завесы тайны по теме: привлечение студентов медколледжа к просветительной работе школьников. Предлагаем ознакомиться с актуальным материалом и сделать соответствующие выводы.

Стажировка (квалификация)

Стажировка (практика квалификационная)

Стажировка (практика квалификационная) проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.
В организации и проведении практики участвуют: образовательные учреждения и лечебно-профилактические учреждения.

Во время стажировки студенты могут зачисляться на вакантные должности, могут проходить практику по ходатайству главных врачей, если работа соответствует требованиям программы стажировки.

Отчетность для 3 курса «Сестринское дело»:

  • дневник;
  • характеристика;
  • отчет о выполненных манипуляциях;
  • курация больных (сестринская история, медицинская карта, или история родов – количество зависит от специальности);
  • санитарно-просветительская работа (количество зависит от продолжительности практики)
  • сестринская история стационарного больного

Отчетность для 4 курса «Сестринское дело»:

  • дневник;
  • характеристика;
  • отчет о выполненных манипуляциях;
  • курация больных (сестринская история, медицинская карта, или история родов – количество зависит от специальности);
  • санитарно-просветительская работа (количество зависит от продолжительности практики)
  • сестринская история стационарного больного

Отчетность для 5 курса «Сестринское дело»:

  • характеристика;
  • отчет о выполненных манипуляциях;

Отчетность для 5 курса «Лечебное дело»:

  • дневник;
  • характеристика;
  • отчет о выполненных манипуляциях;
  • курация больных (сестринская история, медицинская карта, или история родов – количество зависит от специальности);
  • санитарно-просветительская работа (количество зависит от продолжительности практики)
  • история родов
  • сопроводительный лист
  • медицинская карта

Итогом стажировки (практики квалификационной) является зачет (1 этап государственной итоговой аттестации), выставляется дифференцированная оценка. При этом учитывается документация, которая ведется во время прохождения практики, профессиональные знания и умения студентов, их готовность к самостоятельной работе, организаторской и санитарно-просветительной деятельности, соблюдения этических норм и др. Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований программы практики или получившие отрицательную оценку, не допускаются к сдаче государственных экзаменов и другим формам завершения обучения, и отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность. Им выдается академическая справка об окончании теоретического обучения, которая служит документом для поступления на работу. В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично. Лица, получившие оценку «4» за стажировку, теряют право на получение диплома с «отличием».

Организация кружковой работы в колледже (из опыта работы кружковой работы по педиатрии в государственном профессиональном образовательном учреждении «Ухтинский медицинский колледж»)

Новые социально-экономические условия развития России предъявляют высокие требования к подготовке специалиста. Сегодня обществу нужен инициативный, самостоятельный человек, способный постоянно совершенствовать свою личность и деятельность [1].

Современное здравоохранение претерпевает большие изменения, идут реформы сестринского дела, внедряются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Реформы невозможны без изменения самосознания медсестры. Сестра из исполнителя должна стать самостоятельным специалистом- партнером врача со своим кругом прав и обязанностей в осуществлении лечебного процесса.

Поэтому основной задачей коллектива преподавателей Ухтинского медицинского колледжа является подготовка квалифицированных специалистов медицинского профиля, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.

Чтобы подготовить такого специалиста важно в ходе усвоения знаний развивать его творческие возможности. Одним из средств достижения этой цели является научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в кружках.

Кружок «Малютка» по педиатрии в Ухтинском медицинском колледже работает на протяжении всего существования учебного заведения, целями которого являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений у студентов;
  • максимальная ориентация студентов на формирование базовых профессиональных знаний, необходимых для деятельности медицинских работников среднего звена;
  • формирование и совершенствование навыков исследовательской деятельности;
  • обеспечение максимальной занятости и активной деятельности студентов во внеурочное время;
  • формирование творческой активности студентов.

Занятия в кружке ведутся в соответствии с планами, разработанными руководителем кружка и утвержденными заместителем директора по воспитательной работе, в свободное от учебных занятий время.

К участию в работе кружка студенты привлекаются на добровольных началах. Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям [1].

На протяжении последних лет студенты в кружке работали над такими темами, как: «Проблемы соматического и репродуктивного здоровья девочек-подростков», «Прогнозирование факторов риска и профилактика снижения лактации у матерей», «Здоровый образ жизни — наш выбор», «Роль медсестры в выхаживании недоношенных детей», «Факторы, влияющие на нервно – психическое развитие детей раннего возраста», «Изучение влияния различных факторов на показатели заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста» и т.д.

Так, например, проводя исследованияпо теме «Изучение влияния различных факторов на показатели заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста» были поставлены следующие цели:

  • обеспечить необходимый уровень знаний по данному вопросу для успешной подготовки студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности;
  • изучить неблагоприятные факторы, влияющие на рост заболеваемости ОРВИ;
  • сформировать умения использовать справочную, медицинскую документацию и литературу;
  • выработать профилактические мероприятия;
  • приобщить студентов к санитарно-просветительской работе.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить медицинскую, справочную литературу, статистические данные по проблеме исследования;
  • изучить теоретический материал по факторам, влияющих на рост заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста;
  • выявить факторы влияющие на рост заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста, наблюдающихся в Детской больнице г. Ухты;
  • сделать выводы и выработать мероприятия по профилактике ОРВИ у детей раннего возраста;
  • провести санитарно-просветительскую работу с родителями на дому и в поликлинике по вопросам профилактики ОРВИ.
Читайте так же:  Молитва киприану от порчи и сглаза слушать

Студенты работали с систематической картотекой статей в читальном зале библиотеки колледжа и центральной городской библиотеки, делали выборку статей по теме в Интернете и на последующих занятиях кружка выступили с подготовленными докладами и сообщениями, которые сопровождались слайд-презентациями.

Для выявления факторов, влияющих на развитие ОРВИ у детей раннего возраста, было проанализировано 100 амбулаторных карт детей первых трех лет жизни, наблюдающихся в детской поликлинике ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница», проведено анкетирование мам этих детей по вопросам профилактики ОРВИ. Преподавателем перед студентами были поставлены вопросы, ответы на которые они находили из амбулаторных карт (как протекала беременность, какие фоновые заболевания были у детей в раннем возрасте, до какого возраста сохранялось грудное вскармливание, с какого возраста дети посещали ДДУ и т.д.). Каждый студент исследовал 10-12 амбулаторных карт.

В ходе исследования студенты работали с медицинской литературой и документацией детской поликлиники, интернетом, готовили сообщения, доклады, проводили беседы с родителями по профилактике ОРВИ у детей, обобщали и анализировали материал. Были изучены неблагоприятные факторы, влияющие на рост заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста, выработаны профилактические мероприятия. Студенты успешно справились с поставленными целями и задачами. Они закрепили теоретические и практические знания и умения по теме, получили навыки самостоятельной работы и применили свои знания при решении конкретных задач, выполняя реальные исследования.

От этих исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов. Студенты «открыли для себя» то, что фактически уже известно науке. Но, в отличие от традиционных видов обучения студенты, занимаясь НИРС в кружке, выступают не в роли пассивного объекта — получателя готовой, систематизированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Теоретические положения вырабатываются или извлекаются из медицинской и справочной литературы, проверяются на практике и лучше усваиваются студентом. Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа является исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер и представляет собой одну из форм обучения[2].

Организация НИРС в кружке помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.

С результатами этой НИРС студенты выступили на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной медицины», которая ежегодно проводится в нашем Ухтинском медицинском колледже.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в кружке способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, является одним из инновационных направлений работы, позволяющим добиваться более высокого уровня и качества знаний, развития практических умений и навыков, формирования творческой личности студента, дальнейшему профессиональному совершенствованию, что в конечном итоге дает студентам возможность стать востребованными специалистами, способными самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.

Список использованной литературы

  1. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов [Текст] / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы международных научных конференций (г. Москва, апрель 2012г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 224-226.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Составители М.Е .Волчанский, А.В.Петров; ВолГМУ. – Волгоград, 2004. – 12с.

Роль медицинской сестры в профилактике наркомании у подростков

Актуальность темы, связана с широкой распространенностью данной проблемы в России. Уже давно не секрет, что особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди подростков. Темпы роста наркомании в этой среде одни из самых высоких. За последние 8 лет число подростков употребляющих наркотики, возросло почти в восемь раз. В своей работе мы рассмотрели негативные воздействия различных психоактивных веществ на подростка, а также методы проведения профилактической работы по преодолению наркомании, токсикомании.

Гипотеза: профилактика наркомании будет эффективнее, если:

  • повысить эффективность профилактической работы медработников среди подростков и их родителей;
  • проводить своевременно диагностическое исследование учащихся;
  • привлечь к проблеме активное внимание родителей;

Цель исследования – изучить проблему наркомании и роль медсестры в профилактике наркомании в подростковой среде.

-проанализировать отношение подростков к наркотикам и причины употребления наркотических веществ.

Объект исследования – профилактика наркомании в подростковой среде.

Предмет исследования – роль медсестры в профилактике наркомании у детей и подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы наркомании и токсикомании

2. Изучить роль медсестры в профилактике наркомании;

3. Проанализировать результаты исследования;

4. Разработать рекомендации для подростков и их родителей по профилактике наркомании

Школа №4 г. Зеи и студенты медколледжа

Структура данной работы – состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе работы мы рассмотрели теоретические основы наркомании и токсикомании

  • Понятия «наркотик», «наркомания», «наркоман»
  • Причины и факторы риска развития наркомании в подростковой среде
  • Клинические проявления наркомании и последствия
  • Социальная политика в России в отношении проблемы наркомании и токсикомании.

Изучение научной литературы по проблеме исследования позволило нам сформулировать следующие выводы:

1) наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Наркотики – это такое вещество или смесь веществ, прием которых влечет за собой изменение функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы;

Читайте так же:  Сильнейший оберег от сглаза

2) факторы, влияющие на формирование наркотической зависимости: социальные, индивидуально-психологические. Наиболее распространенные: от скуки (из любопытства), за компанию, уйти от реальности и проблем;

3) существуют две основные причины употребления наркотиков: семья и сверстники. Согласно многим научным теориям, профилактика является одним из лучших методов борьбы с наркоманией.

Во 2 главе мы рассмотрели вопросы

  • Особенности профилактики наркомании в подростковой среде
  • Методы и технология профилактики наркомании и токсикомании
  • Роль медсестры в профилактике наркомании

и сделали следующие выводы.

При первичной профилактике эффективность воздействия составляет60-70%, при вторичной – 30-40%, при третичной – 3-5%.

Основными направлениями профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности являются:

— своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании и наркопреступности, организация и реализация мер по их устранению или минимизации;

— формирование в обществе негативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;

— антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;

— повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;

— формирование волонтёрского молодёжного антинаркотического движения.

Таким образом, решение проблемы профилактики наркомании среди подростков имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение.

В 3 главе мы провели анализ результатов исследования

По данным наркологической службы в г. Зея 2 наркомана до 18 лет, но по данным литературы скрытая наркомания выше официальной в несколько раз.

Для изучения отношения подростков к наркотикам и причины употребления наркотических веществ нами было проведено исследование в средней общеобразовательной школе №4 г. Зеи в 9-11 классах и медколледже. Основным методом нашего исследования стало анкетирование. В нем приняло участие 70 подростков. Средний возраст респондентов 14-17 лет.

Мы выяснили, что:

  • О проблеме наркомании в нашей стране знают 100% учащихся;
  • 74 % относятся отрицательно к людям, принимающим наркотики;
  • у 9% есть среди знакомых наркоманы;
  • 23% предлагали попробовать какой-либо наркотик;
  • среди учащихся колледжа 75% считают наркоманию болезнью, а только 25% вредной привычкой, а школьники практически наоборот, что говорит о недостаточной профилактической работе среди учащихся школ;
  • 100% учащихся знают, что существует уголовная ответственность за распространение наркотиков;
  • 83% опрошенных лиц считает, что наркоманов нужно лечить бесплатно, 17% за свой счет;
  • 25% опрошенных лиц согласны с обязательным тестированием на наркотики всех учащихся, 50% только подозрительных, 10% считают, что должно быть согласие родителей, 15% по желанию обследуемых.
  • Сравнивая результаты анкетирования школьников и студентов медколледжа, мы выяснили, что знания студентов медколледжа более глубокие, что связано со специальностью. Поэтому нужно активно привлекать студентов медколледжа к профилактической работе

Мы проанализировали результаты исследования склонности учащихся старших классов к употреблению наркотиков.

Анализируя полученные результаты, мы выявили:

80% опрошенных лиц хорошо ориентируется в обстановке. Когда дело касается наркотиков, даже находясь в меньшинстве, они не испытывают ни искушения, ни малейшего любопытства попробовать наркотиков. Эти учащиеся не поддаются чужому влиянию, и любопытству проэкспериментировать, и попробовать наркотические и токсические вещества.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

20% легко поддаются чужому влиянию. Они боятся потерять своих друзей и остаться в одиночестве. Не задумавшись, они попробуют наркотические, токсические вещества. Таким детям необходима помощь со стороны социального педагога, и родителей, медработников. Зная о вреде и о пагубной стороне наркотиков, им необходимо решать, как правильно поступать.

Проанализировав, ответы учащихся, мы выявили, что из 70 человек 15 учащимся необходима помощь, проведение ряда мероприятий, которые помогут учащимся освободиться от сильного влияния друзей.

Мы выдвигали гипотезу, что профилактика наркомании будет эффективнее, еслиповысить эффективность профилактической работы медработников среди подростков и их родителей. Мы считаем, что важную роль в этой работе могли бы сыграть и медсестры.

  • Проанализировав вопрос, из каких источников вы узнали о наркомании, мы выяснили, что более 80% узнали об этом от друзей, интернета, литературы и лишь 10% от медработников,т.е. профилактическая работа медработника недостаточна.
  • Сравнивая результаты анкетирования школьников и студентов медколледжа, мы выяснили, что знания студентов медколледжа более глубокие, что связано со специальностью. Поэтому нужно активно привлекать студентов медколледжа к профилактической работе.
  • Для реализации этой работы мы разработали цикл бесед, буклеты, презентации, деловые игры для различных возрастных групп и провели информационные встречи с учащимися школ.

Практическая значимость:

Для реализации собственного потенциала здоровья необходимо осознать, что основную ответственность за свое здоровье должен брать человек, задача медработника только оказать ему в этом помощь.

Наши исследования помогут при проведении профилактической работы среди населения по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании у подростков.

Элементы теоретической значимости:

В ходе исследования установлено, что предложения, сделанные на основе изученного теоретического материала, анализа полученных практических данных, могут быть рекомендованы для включения в комплекс мероприятий по организации профилактики наркомании у подростков.

Список литературы:

  1. Егоров, А. Ю. Возрастная наркология : учеб.пособие для студ. вузов и сред. пед., психологич. и медицинских учеб. заведений / А. Ю. Егоров. – СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. – 267 с.
  2. Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики / Е. Иваницкая, Т. Щербакова. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Воспитание. Образование. Педагогика ;Вып. 15).
  3. Котляров, А. В. Другие наркотики, или HOMO ADDICTUS Человек зависимый / А. В. Котляров. – М. : Психотерапия, 2006. – 469 с. – (Психология успеха).
  4. Павленок, П. Д. Наркомания и токсикология как формы девиантного поведения: теория и практика работы по предотвращению и избавлению от наркотической зависимости : [наркомания – понятие, классификация, типы наркотиков, причины и последствия распространения] // Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учеб.пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М., 2010. – С. 59-69.
  5. Тен, Е. Е. Медико-социальные проблемы наркотизма и инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) // Основы медицинских знаний / Е. Е. Тен. – 2-е изд., стер. – М., 2005. – 255 с.
Читайте так же:  Нитки от сглаза на запястье

Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов

Работая с различными группами населения, на вызовах, регулярно провожу санитарно-просветительную работу. Рассказываю о пользе физкультуры и спорта для сохранения и поддержания здоровья. Правила соблюдения гигиены, о пользе здорового питания. Вреде курения и пагубном действии алкоголя на организм. С целью профилактики и раннего выявления сахарного диабета, заболеваний сердечно-сосудистой системы рекомендую проводить своевременный контроль уровня АД, сахара в крови, контроль за весом тела. В период сезонных вирусных инфекций разъясняю способы защиты и меры профилактики от них.

Распространение профессионального опыта.

Ежегодно в подразделение, для прохождения производственной практики, приходят студенты медицинского колледжа. Считаю своим долгом помогать им в знакомстве и освоение профессии фельдшера скорой медицинской помощи. Провожу с ними беседы, совместно обсуждаем темы, дающие представление о выбранной специальности. Практически занимаемся в учебно-методическом классе, знакомлю с бытом и условиями работы в подразделении. Совместно выезжаем на вызова, непосредственно работаем с пациентом. Совместно проводим ряд несложных манипуляций. Участвую в адаптаций молодых специалистов подразделения.

Научно-методическая деятельность.

В подразделении регулярно проходят конференции, семинары, конкурсы профессионального мастерства. За межаттестационный период неоднократно принимал участие в проводимых мероприятиях. В подразделении провожу занятия с фельдшерами и медицинскими сестрами.

Табл.5 Конференций, семинаров, профессиональных конкурсов

дата Тема
26.03.2012г. Обучение мед. Персонала по вопросам профилактики и раннее выявление ВИЧ эпидемии.
17.07.2012г. Профилактика ООИ. Эпидемиология, клиника, лечение, диагностика.
20.11.2012г. Обучение среднего мед.персонала по организации противоэпидемических мероприятий дезинфекционного и стерилизационного режима и по правилам сбора, хранения и удаления отходов в учреждении.
05.03.2013г. Профилактика ВБИ. Организация дезинфекции и стерилизации режима ЛПУ.

Литература

1.Верткина А. Л. «Руководство по скорой медицинской помощи», – М: «ГЭОТАР – Медиа»,2006

2.Мартынов А. А. «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» – М, 2002

3.«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», закон РФ от 22.07.1993 года с изменениями на 02.12.2000.

4.Скорая медицинская помощь. Издательство ГЭОТАР-Медиа, 2010 год

5.Неотложная нейротравматология. Издательство ГЭОТАР-МЕД. Под руководством Кондратьева А.Н., 2009 год, 192 стр.

6.Нейрохирургия. Издательство Мед. Пресс-Информ. Под руководством Гринберга М. С. 2010 год, 1008 стр.

7.Неотложная терапия острых отравлений и эндотоксикозов. Издательство МИА. Под руководством Лучникова Е.А., 2010 год, 472 стр.

8.Электрокардиограмма: анализ и интерпретация под руководством Струтынского А.В., 2001 год, 350 стр.

Общественная и социально значимая деятельность.

Заключение

За время работы в межаттестационный период принимал активное участие в общественной жизни подстанции, обучал молодых специалистов, передавал опыт, активно посещал все проводимые в подразделении лекции и занятия, активно занимался санитарно-просветительской работой среди населения, обучал пациентов, приобрел свежие знания и навыки работы в применений новых современных методик, расширил умения в выполнении манипуляций.

Во время работы соблюдаю правила охраны труда, инфекционную безопасность

Цели и задачи дальнейшего профессионального развития.

· Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

· Совершенствовать знания основ законодательства и права в здравоохранении.

· Соблюдает медицинскую этику и деонтологию.

· Работать грамотно, оперативно, аккуратно.

· Совершенствовать метод проведения автоматической дефибриляции, интубации трахеи комбитубусом, ТЛТ, в/костное введение медикаментов.

· Совершенствовать знания работы в системе АДИС, с применением мобильного устройства.

Организация этико — деонтологического воспитания студентов медицинского колледжа

Едифанова Елена Юрьевна
БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» МЗ ЧР

В третье тысячелетие вступило в жизнь новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными личностными качествами, ценностными установками и жизненными ориентирами. Современная цивилизация и кумиры оказывают мощное психологическое воздействие на молодого человека, начинающего свой жизненный путь, ему предстоит реализовать свои способности в конкурентной борьбе в условиях рыночных отношений. В этой связи одним из важнейших компонентов образования является воспитание, ориентированное на формирование личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами, отличающейся культурой поведения, гуманистическим мировоззрением, готовой к непрерывному самосовершенствованию и гармоничному развитию.

Способность будущего медицинского работника применять научные и практические знания и умения в процессе профессиональной деятельности немыслима без глубокого освоения основных принципов этики и деонтологии. Поэтому развитие у студентов-медиков высоких моральных качеств — милосердия, ответственности, совестливости, справедливости, человечности, сострадания, доброжелательности, терпимости — становится основной задачей деонтологического воспитания.

Во время первой практики на клинических базах студенты нередко испытывают страх перед выполнением первых манипуляций пациентам, испытывают брезгливость. В таких случаях проявляю доброжелательность, поддержку, провожу индивидуальные беседы со студентами и медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений.

Читайте так же:  Оберегать для привлечения любви

Первый опыт приобретения начальных деонтологических навыков обучающиеся получают в процессе наблюдения за практической деятельностью преподавателя. На аудиторной и учебной практиках уделяю много внимания формированию этико-деонтологических норм поведения, правильной оценке наблюдаемых фактов из практической деятельности медицинских работников. К сожалению, нередкими в работе медицинского персонала по уходу за больными стали такие проявления, как черствость, грубость, раздражительность, равнодушие, корыстные побуждения. Отчасти это объясняется падением престижа работы медицинской сестры, систематической нехваткой среднего и младшего медицинского персонала, приходом в медицину случайных людей. На практических занятиях рассказываю и демонстрирую примеры деонтологически неоправданных обращений с больными, анализирую ошибки, допускавшиеся медицинскими сестрами при выполнении диагностических и лечебных процедур, и на этих примерах учу их предотвращать. Приучаю студентов к критическому и самокритичному отношению к возможным собственным ошибкам в работе.

Уделяю большое внимание индивидуальному подходу к каждому пациенту, повышению уровня толерантности к больным пожилого и старческого возраста, прививаю качества, необходимые каждому медицинскому работнику – участие, сострадание, терпение, эмпатия. Стараюсь формировать навыки позитивного и эффективного взаимодействия студентов между собой и с медицинским персоналом. Всегда отмечаю положительные личностные качества. Обращаю внимание на соблюдение формы одежды, доброжелательное поведение, опрятный внешний вид, уделяю внимание культуре речи. Прививаю трудолюбие, ответственность, коллективизм, взаимопомощь, в медицинской профессии немыслим труд в одиночку. На каждом занятии объясняю студентам, что от грамотного выполнения профессиональных обязанностей, умения владеть собой в самых сложных ситуациях, ответственности, зависит качество жизни пациентов, а порой и жизнь. В процессе обучения учитываю психологические особенности каждого студента, создаю атмосферу сотрудничества.

Кроме того, формированию деонтологических принципов мировосприятия помогают ролевые игры, проводимые на практических занятиях, которые моделируют ситуацию взаимодействия с пациентом и его родственниками, персоналом, руководителями медучреждения. В процессе воспроизведения ролевой игры студенты осуществляют сбор информации о пациенте, интерпретируют предоставленный для анализа клинический материал, решают вопросы подготовки пациентов к диагностическим исследованиям, определяют тактику лечения, ухода за пациентами, принимают решение в ситуации, требующей морального выбора.

При курации напоминаю студентам о правилах общения с пациентом, проявлении профессионализма, необходимости создания доброжелательной и доверительной обстановки, без которой невозможен адекватный терапевтический эффект. При выполнении практических манипуляций или диагностических процедур, предполагающих медицинское вмешательство, подчеркиваю необходимость получения от пациента информированного согласия.

На практике в хосписе обращаю внимание на то, что медицинский персонал нередко имеет дело с очень тяжелыми больными с выраженными нарушениями двигательных функций, недержанием мочи и кала, которым приходится по несколько раз в день менять белье и проводить санитарно-гигиеническую обработку, которых приходится кормить с ложечки. Уход за такими больными требует огромного терпения, такта и сострадания, самоотверженности и большого трудолюбия, выдержки и самообладания, отзывчивости и доброты.

Студенты еще не опытны, порой смелы в высказываниях, поэтому обращаю их особое внимание на вопросы ятрогении, сохранения врачебной тайны, повторяю неоднократно, что слово является обоюдоострым оружием, оно не только может принести пользу больному, но и нанести непоправимый вред — «слово лечит, слово ранит». Большую осторожность нужно соблюдать при разговоре с больными, страдающими онкологическими заболеваниями, особенно в случаях неблагоприятного прогноза.
Слово должно успокаивать больного, вселять уверенность в выздоровление, а не быть причиной ятрогенных заболеваний.
Пройдя все периоды обучения, к моменту самостоятельной деятельности молодой специалист должен усвоить основополагающие принципы медицинской этики, приобрести необходимые навыки деонтологии, что поможет ему полноценно осуществлять профессиональные обязанности, правильно ориентироваться в сложных ситуациях, избегать конфликтов в своей повседневной профессиональной деятельности. Со времен Гиппократа общепризнанно и бесспорно, что нравственная культура медицинского работника — это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм.

Список использованных источников:

1.Остапенко, А.Л. Этика и деонтология среднего медицинского работника / А.Л. Остапенко. – Л. : Медицина, 1985. – 144 с.

2. Коротич Н. Н. Роль этики и деонтологии в подготовке детского хирурга-стоматолога [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 150-152.

3.Лавник П. Н. Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 2-4.

4. Журнал «Старшая медицинская сестра» № 7, 2015.

Обучение студентов медицинского колледжа проведению профилактической работы с населением

Одним из приоритетных направлений развития здравоохранения Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). Это достигается путем внедрения государственных и общественных мер по совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения, созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях. В целях обеспечения задач по формированию ЗОЖ предусмотрена реализация комплекса мероприятий, в том числе через развитие Центров здоровья, кабинетов медицинской профилактики. Непосредственную работу с населением в этих организациях осуществляют специалисты со средним медицинским образованием.

Перед преподавателями медицинского колледжа стоит задача заложить основы проведения профилактической работы с населением, которая базируется на системе комплекса знаний в области анатомии и физиологии человека, гигиены, психологии, клинических дисциплин. Формирование навыков работы с населением в области сохранения и укрепления здоровья проводиться на протяжении всего обучения в медицинском колледже в соответствии с требованиями ФГОС и программным обеспечением учебного процесса по специальностям. Освоение основного вида профессиональной деятельности по проведению профилактических мероприятий, позволяющих овладеть компетенциями: проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения; проведение санитарно-гигиенического воспитания населения; участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний для специальности 34.02.01.Сестринское дело осуществляется в рамках профессионального модуля ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий». Одной из основных задач МДК ПМ 01 «Здоровый человек и его окружение» является обучение студентов санитарно-гигиеническому воспитанию населения в различных возрастных группах.

Читайте так же:  На семью навели порчу

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы каждого медицинского работника среднего звена и направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни. Для более эффективного информирования населения гигиеническое воспитание осуществляется в различных целевых группах (дети, подростки, молодежь, работающие, пенсионеры, и т.д.). В каждой целевой группе используются аналогичные формы и методы профилактических воздействий с учетом возраста, уровня образования, наличия определенных факторов риска. При работе с населением на всех уровнях информация излагается доступно для широких слоев населения, без использования сложных медицинских терминов, носит позитивный характер.

Для эффективного обучения студентов в этом направлении на практических занятиях используются различные педагогические методы, в том числе проектная деятельность.

Перед студентами ставиться задача — провести беседу с целевой группой населения, например, с беременными, родильницами, девушками, юношами, учитывая их интересы и возможные вопросы. Работа строиться поэтапно.

На 1 этапе каждому студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему для проведения беседы учитывая свои предпочтения, интересы, в ходе совместного обсуждения определяется ее проблематика. Например, в разделе «Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста» студенты готовят беседы по таким темам, как «Вредные привычки и репродуктивное здоровье», «Аборт: за и против», «Партнерские роды: нужны ли они и кого приглашать», «Грудное вскармливание – основа жизни», и др. Обозначаются требования к проведению беседы (временные рамки, содержание, использование мотивации, наглядных пособий, презентации). Обсуждаются возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений.

На 2 этапе, который длиться, как правило, 7 – 10 дней, проводится самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Студенты подбирают материал по выбранной теме на основе медицинской литературы, методических рекомендаций здравоохранения. Составляют план беседы, готовят необходимое оснащение (презентации, фрагменты учебных фильмов, памятки, наглядные пособия).

3 этап заключается в промежуточном обсуждении полученных результатов работы студентов в группах или индивидуально. Совместно со студентами подбираются оптимальные формы проведения профилактической работы с целевой группой населения, прорабатываются возможные вопросы аудитории.

4 этап — проведение санитарно-просветительской работы с населением проводится на примере имитации занятий в Школе здоровья. Все студенты вовлекаются в процесс инсценированного обучения, выступают в роли целевой аудитории, задают вопросы. Защита проектов проводиться с использованием дискуссии, мини-лекций, демонстрации презентаций, элементов ролевого взаимодействия. Такие занятия проходят интересно, вызывают массу положительных эмоций у студентов и преподавателя. Студенты учатся общаться, формулировать свои мысли, контролировать свои эмоции, преодолевать стеснение, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, поддерживать друг друга, находить положительные и отрицательные стороны в своей работе, определять для себя «зоны роста». Многие открываются с самой неожиданной стороны, проявляя артистичность, нестандартность мышления, креативный подход.

В заключении проводиться коллективное обсуждение: отмечаются положительные моменты, возникшие трудности, совместно со студентами оценивается проделанная работа.

В дальнейшем у студентов есть возможность закрепить полученные навыки поведения профилактической работы и освоить новые при посещении Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях разного профиля на учебной и производственной практике по ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий». Контроль итоговых знаний проводиться на дифференцированном зачете и квалификационном экзамене.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итог, хочется отметить, что в процессе активного вовлечения студентов в изучение проблематики сохранения здоровья человека достигается несколько целей: овладение необходимыми знаниями для проведения санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактики заболеваний, связанных с различными факторами; готовность и способность общения с целевой аудиторией; формирование личной мотивации, направленной на здоровый образ жизни.

  1. Л.П. Игнатьева. Организация работы по гигиеническому воспитанию в различных учреждениях. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп/ Л.П. Игнатьева, М.В. Чирцова, М.О. Потапова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. – Иркутск: ИГМУ, 2014 – 44 с.
  1. Двойников С.И., Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие/ под ред. Двойникова С.И. – М.: ГЭОТАР — Медиа, 2017.
  1. Колбанов, В.В. Валеологический практикум: учебное пособие/В.В Колбанов. – 3-е изд., испр. И доп. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2011. -224 с.
Привлечение студентов медколледжа к просветительной работе школьников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here